| Жак Бенделак
Жак Бенделак

Израилю — 77: экономика пузыря

Израилю — 77: экономика пузыря

Вздутые цены, долговое бремя, рекордные индексы фондового рынка: экономические рецепты, примененные в период военного и политического конфликта, привели к тому, что Израиль превратился в страну с «экономикой пузыря».

Экономика пузыря — это ситуация, когда цена актива аномально высока по сравнению с его фундаментальной стоимостью. Именно это и произошло в Израиле на семьдесят седьмом году его независимости.

Следует признать, что израильская экономика выдержала шок от террористических атак 7 октября 2023 года и последовавших за ними конфликтов; такая устойчивость может быть объяснена:

здоровым бюджетом в 2022 году

умелым управлением денежной массой

надежной финансовой системой

значительными валютными резервами.

 Спекулятивные пузыри

 Неудивительно, однако, что война — исключительная по своей продолжительности, масштабам и интенсивности — привела к заметному замедлению экономического роста и даже к началу рецессии.

Чтобы успешнее противостоять финансовым рискам, экономические агенты укрылись в «пузырях», которые позволили им на время оторваться от реальности. Такому отключению способствует атмосфера уверенности в экономике, которая приводит к переоценке будущих доходов от перепродажи актива.

Призрак пузыря нависал над всеми секторами израильской экономики в течение последних двенадцати месяцев. Раздутые цены на активы, не связанные с реальным созданием богатства, характерны для целого ряда рынков Израиля, включая финансовые, недвижимость, технологии и сырье.

Столкнувшись с неравномерной экономической ситуацией, многие операторы укрылись в финансовой (спекулятивной) сфере в ущерб реальной (производительной) экономике, способствуя искусственному раздуванию цен и прибылей, оставляя при этом неуверенность в завтрашнем дне.

В итоге резкий рост цен так и остался искусственным. Они не имеют никакого реального экономического обоснования, кроме обогащения фирм, инвесторов и спекулянтов, которые, пользуясь слабостью потребителей, заставляют их покупать ненужные им товары на невыгодных условиях.

Спад экономической активности в Израиле с 7 октября 2023 года и рецессия, начавшаяся в 2024 году, должны были привести к снижению цен или, по крайней мере, сопровождаться их умеренным ростом. Этого не произошло. Многие активы стали безопасным убежищем, и цены на них взлетели.

От одного пузыря к другому

На 77-м году своего существования израильская экономика переходит от одного пузыря к другому.

Пузырь на фондовом рынке:

В Тель-Авиве индекс TA 35 подскочил на 28% в 2024 году (и еще на 4% в первом квартале 2025 года), что совершенно непропорционально реальной стоимости компаний, зарегистрированных на бирже. Для сравнения: индекс Доу-Джонса на Уолл-стрит в 2024 году вырос всего на 10%, а индекс CAC 40 (флагманский индекс Парижской биржи) упал на 2%.

Пузырь недвижимости:

Цены на недвижимость, проданную за последние двенадцать месяцев, взлетели на 7,5%. Этот бум объясняется, в частности, субсидиями, предоставляемыми застройщиками на покупку новых квартир. Эти кредиты известны как «пузыри» и не дают покупателю никаких гарантий их погашения.

Технологический пузырь:

Недавнее поглощение компанией Google израильской компании Wiz, занимающейся кибербезопасностью, за 32 миллиарда долларов символизирует пузырь, в котором развиваются израильские технологии. Многие отрасли ИТ демонстрируют характеристики «пузыря», например искусственный интеллект (ИИ), который привлекает деньги быстрее, чем генерирует стоимость, что приводит к увеличению разрыва между высокими затратами и неизвестными потенциальными доходами.

Газовый пузырь:

Открытие природного газа в Средиземном море в начале 2000-х годов вызвало преувеличенную шумиху в СМИ, вскоре угасшую. В начале 2025 года Министерство энергетики приняло решение не увеличивать запасы природного газа, обозначив конец газовой эры в Израиле примерно 2046-м годом и рекомендовав строить инфраструктуру для импорта газа в соответствии с экологическими стандартами.

В тот же период реальная экономика Израиля сжалась: в 2024 году ВВП вырос всего на 1%. Учитывая рост населения на 1,3% в прошлом году, это означает падение производства на душу населения на 0,3%.

Другими словами, если война продолжится в 2025 году, экономика Израиля столкнется с угрозой финансового кризиса: государственный долг будет расти, инфляция сохранится, а дефицит бюджета увеличится.

Воздушные шары

Раздувание пузыря часто заканчивается его схлопыванием, как это произошло на валютном рынке Израиля. После восхождения на вершину международной валютной лиги шекель пострадал от последствий войны и политической напряженности: он потерял часть своего роста и фактически сдулся на 77-м году существования государства.

По отношению к доллару США шекель потерял 0,3% в 2024 году после падения на 8,9% в 2023 году. Такая же дефляция зафиксирована по отношению к евро: -0,4% в 2024 году и 11,3% в 2023-м. В начале апреля 2025 года доллар впервые за восемь месяцев преодолел барьер в 3,8 шекеля.

Фактически, в прошлом году наблюдалось значительное и всеобщее снижение курса шекеля по отношению ко многим иностранным валютам, таким как фунт стерлингов (-3,0%) и швейцарский франк (-2,3%). Напротив, шекель укрепился по отношению к японской иене (+7,4%) и канадскому доллару (+1,2%).

F200315FF0002-640x400.jpg

Экран в холле Тель-Авивской фондовой биржи, 15 марта 2020 г.

Чтобы защититься от неопределенности курса шекеля, инвесторы делают ставку на фондовый рынок и некоторые «тихие гавани», такие как государственные облигации. Израильские экспортеры выиграли от падения курса шекеля по отношению к доллару (они получают больше прибыли в шекелях), а высокотехнологичные фирмы получают продажи из-за рубежа в долларах, но платят зарплату в Израиле в шекелях.

Восстановление связи с экономической реальностью

Поэтому рано или поздно экономические пузыри сдуваются. В Израиле сдувание этих пузырей ускорилось благодаря обращению к государственному долгу, который позволил решить самые насущные проблемы, в частности, увеличить дефицит бюджета.

Тем не менее, лопание этих пузырей, скорее всего, оставит многих израильтян на произвол судьбы: искусственный рост цен на недвижимость и финансовые активы приведет к увеличению задолженности домохозяйств без какой-либо реальной компенсации.

После периода отрицательного экономического роста (на душу населения), роста безработицы и закрытия предприятий нам придется ждать возвращения к экономической стабильности послевоенного периода, прежде чем мы сможем рассчитывать на оживление производственной машины.

В 2025 году продолжение войны и ее влияние на активность в Израиле отсрочит возрождение реальной экономики. Фаза восстановления связи с экономической реальностью наступит не ранее 2026 года.

Times of Israel française, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи