Предвыборная кампания в Израиле уже началась

Предвыборная кампания в Израиле уже началась

Скорее всего, вы видели три дня назад этот новостной заголовок, но не осознали его значения в электоральном контексте. Итак, вот он снова: Дермер предсказывает, что война закончится через год, за этим последуют региональные мирные соглашения.

Чтобы понять, как и почему это событие является зачином избирательной кампании, хотя выборы официально должны состояться только через полтора года, приведем некоторые важные данные. Согласно израильскому законодательству, выборы всегда могут быть назначены раньше истечения полного четырехлетнего срока полномочий Кнессета. На самом деле обычно так и происходит — либо потому, что экономическая или социальная обстановка ухудшается, либо премьер-министр считает, что более ранняя дата выборов является благоприятным временем для правящей партии, либо...

В связи с приближением обязательных выборов партнеры по коалиции должны продемонстрировать отличия от основной партии в правительстве, чтобы по мере приближения дня выборов их требования к коалиции возрастали, вплоть до того момента, когда премьер-министр почувствует, что лучше перенести выборы, чем уступать непомерным требованиям своих партнеров.

Все эти факторы скоро вступят в силу, и премьер-министр Нетаньяху прекрасно это осознает. Однако конкретно в его случае действуют два противоположных фактора, которые отодвигают назначение досрочных выборов на более поздний срок. Во-первых, продолжающийся судебный процесс над ним. Биби считает (вероятно, ошибочно), что, только оставаясь премьер–министром, он сможет избежать обвинительного приговора и тюремного заключения (напомним: Израиль уже отправил в тюрьму одного премьер-министра — Эхуда Ольмерта). Действительно, если Биби потеряет пост премьер-министра, то по израильским законам он не сможет стать даже обычным министром, то есть его политическая карьера закончится. Во-вторых, ни для кого не секрет, что он блокировал все попытки создать официальную комиссию для расследования всего, что имеет отношение к катастрофе 7 октября. Причина хорошо известна: несколько лет назад он отдал приказ разрешить ХАМАСу получать огромные суммы денег, ошибочно полагая, что это «успокоит» группировку и заставит ее занять более «умеренную» позицию по отношению к Израилю и/или в качестве противовеса палестинской администрации в будущем.

Таким образом, отдаление ужасного дня представления окончательного отчета такой комиссии имеет решающее значение для его дальнейшей власти. Однако затруднительное положение премьер-министра является палкой о двух концах по двум причинам. Во-первых, с приближением 2026 года ультраортодоксы, несомненно, усилят свое политическое давление, требуя принятия законопроекта об освобождении от налогов, и, поскольку до выборов осталось всего несколько месяцев, вполне могут выйти из коалиции в качестве сигнала своим сторонникам, что они, наконец, серьезно относятся к этому вопросу. Конечно, Биби вряд ли сможет добиться принятия такого закона, не разозлив еще больше сторонников «Ликуда» — следовательно, весной 2026 года будут назначены новые выборы. Во-вторых, в последние несколько месяцев опросы общественного мнения неизменно показывали, что на предстоящих выборах у коалиции вообще нет шансов на победу. А теперь представьте, что осенью 2026 года война все еще продолжается — провал Биби на выборах был бы еще серьезнее, учитывая прошлогоднее заявление о том, что «мы на волосок от полной победы». Уставшая от войны (фактически, полностью измотанная) израильская общественность нанесла бы ему поражение исторического масштаба в случае продолжения войны. Таким образом, Биби должен прекратить войну по крайней мере за несколько месяцев до ноября 2026 года.

И здесь мы возвращаемся к «предсказанию» Рона Дермера: война закончится «через год», примерно в апреле 2026 года — на шесть-семь месяцев раньше положенного срока. Одержав так называемую «победу» в Газе, Биби мог позволить себе создать комиссию по расследованию — ее выводы должны были появиться по меньшей мере через год (а возможно, и больше), задолго до окончания избирательной кампании. По его мнению, без результатов расследования, с возвращением всех заложников домой и с уходом войны из памяти (маловероятно, но Биби всегда может надеяться), его шансы на переизбрание были бы намного выше, чем они кажутся сегодня.

Что может еще больше увеличить его шансы на победу на выборах? Я с содроганием произношу следующие слова, но, учитывая, что Биби принимал решения о войне в течение последних полутора лет, исходя из своих собственных политических потребностей (продление войны; не желая говорить о «дне после» в Газе), можно предположить (а не обвинить), что Израиль нанесет удар по ядерной программе Ирана, чтобы премьер-министр мог с большим успехом участвовать в избирательной кампании — при условии, что такая атака не закончится катастрофой для сухопутных войск ЦАХАЛа боевики высаживаются в Иране (согласно просочившимся сообщениям о стратегии) и/или огромный гнев Америки, если Израиль будет действовать в одиночку без согласия Трампа. Вряд ли может быть случайным тот факт, что именно в то время, когда Дермер сделал свой прогноз, министр обороны Кац заявил, что даже если президент Трамп подпишет ядерное соглашение с Ираном, Израиль все равно будет делать «то, что отвечает его собственным интересам».

Безусловно, Биби не единственный, кто в настоящее время готовится к выборам в начале следующего года. Бывший премьер-министр Нафтали Беннет, который в течение нескольких месяцев был «вне поля зрения», несмотря на очень позитивные результаты опросов, недавно, наконец, объявил о создании новой партии. Очевидно, что, нарушая свое «молчание», Беннетт также понимает, к чему клонит Биби с точки зрения выборов. Выражаясь военным языком, оба ведущих кандидата на пост следующего премьер-министра «настраивают общественность» на более ранний срок, чем это необходимо. (В Израиле выборы никогда не проводятся в летние месяцы; слишком много израильтян отдыхает за границей!) Короче говоря, когда вы читаете заголовки и политические заявления, начинающиеся с этого момента, рассматривайте их через призму «предвыборной агитации». Партии включаются в предвыборную гонку, и общество должно следить за этим.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи