В американо-израильских отношениях наметился поворот?

В американо-израильских отношениях наметился поворот?

События последней недели свидетельствуют о внезапном, но явном повороте приоритетов администрации Трампа в отношении ее ближневосточной политики.

Недавние действия свидетельствуют о том, что поворот в сторону от Иерусалима, возможно, уже произошел. Bloomberg News приводит доводы в пользу вероятного резкого изменения ближневосточной политики США. Если взглянуть глубже, то разворачивающаяся сюжетная линия выглядит следующим образом.

Заключенное президентом 6 мая соглашение с йеменскими хуситами не предусматривает никаких мер защиты Израиля, о чем свидетельствуют постоянные атаки этой террористической группировки на его воздушное пространство.

Решение ХАМАСа вести прямые переговоры с Вашингтоном об освобождении последнего американского заложника, о котором известно, что он жив, оставляет Израиль в стороне.

Продолжающиеся переговоры США с Ираном, посвященные его ядерной программе, проходят без участия Израиля.

Наконец, поездка президента на этой неделе в Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар, судя по всему, в большей степени связана с торговыми и инвестиционными вопросами, чем с заботами об Авраамовом соглашении или другими политическими темами, которые могли бы приблизить Израиль к политическим и финансовым центрам арабского мира. Можно задаться вопросом, получает ли президент сообщения от арабских монархий об их недовольстве и озабоченности в связи с решением Израилем конфликта в Газе, а также его текущей политикой в отношении Западного берега.

Стоит обратить внимание на спешно организованный на прошлой неделе визит в Вашингтон главного советника Нетаньяху Рона Дермера, который состоялся «на фоне сообщений о напряженности в координации между США и Израилем».

Возможно ли, что в Белом доме согласились с недавней колонкой Тома Фридмана, в которой журналист предложил следующий критический взгляд на правительство Нетаньяху:

Мысль о том, что у Израиля есть правительство, которое больше не ведет себя как американский союзник и не должно рассматриваться в качестве такового, является шокирующей и горькой пилюлей для друзей Израиля в Вашингтоне — но они должны ее проглотить.

Случается, что не самые влиятельные державы полагают, что их влияние на Белый дом практически безгранично. Но даже при президенте-республиканце существуют пределы, которые должны осознавать в Иерусалиме. Возможно, еще слишком рано оценивать эти события как коренной поворот. Тем не менее все, что свидетельствует о возможном изменении политики, сразу же приобретает повышенную степень неопределенности как в Израиле, так и среди сторонников еврейского государства в США.

Важно отметить, что подобные дипломатические модели срывов и потрясений в отношениях между Вашингтоном и Иерусалимом имели место и при предыдущих администрациях. Недовольство политикой Израиля вызывало разочарование американских президентов в прошлом, равно как и межличностные трения между лидерами служили причиной нарушения этой исторической связи.

Независимо от того, следует ли рассматривать этот момент как временное ухудшение отношений между Соединенными Штатами и Израилем или же он может предвещать более решительные дипломатические преобразования со стороны Трампа, этот конкретный набор политических сценариев должен быть тщательно оценен, поскольку национальные государства следят за тем, как новая администрация маневрирует и играет на международной арене и имеет дело как со своими друзьями, так и с противниками.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи