На протяжении уже нескольких месяцев израильскую госслужбу покидают высокопоставленные чиновники. Уходящих нельзя назвать незаменимыми, но кумовство при назначениях становится правилом.
Сегодня в израильской государственной службе наблюдается любопытная тенденция: старшие чиновники, у которых заканчивается срок контракта, подходит пенсионный возраст или они умирают, не заменяются сразу. Может пройти несколько месяцев (или даже лет), прежде чем на вакантную должность будет назначен новый постоянный служащий.
Исполняющие обязанности директоров
Однако правила, регулирующие назначения на государственную службу в Израиле, четки и эффективны. Консультативный комитет по назначению старших государственных служащих (существует с 1999 года) проверяет компетентность и добросовестность кандидатов на замещаемую должность и предлагает правительству наиболее подходящий профессиональный профиль.
Помимо председателя Консультативного комитета, в его состав входят еще три члена: комиссар государственной службы и два представителя общественности из различных областей, таких как научные круги и система правосудия.
Однако сам комитет оставался без председателя целых два года! После смерти председателя Элиэзера Гольдберга в марте 2022 года только в апреле 2024 года правительство Израиля одобрило назначение судьи Ашера Груниса на пост председателя Комитета высших должностных лиц. В течение этих двух лет судья Эльяким Рубинштейн исполнял обязанности председателя комитета.
Еще один важный комитет в высшем эшелоне власти — Комиссия по гражданской службе, которая управляет кадровой политикой правительства в рамках канцелярии премьер-министра. Проблема заключалась в том, что в течение четырех месяцев (январь-апрель 2025 года) комиссию возглавлял исполняющий обязанности комиссара Рой Кахлон, который мог заниматься только текущими делами. Кандидат на пост премьер-министра Кахлон был отклонен Верховным судом по причине конфликта интересов и недостаточной квалификации; с начала мая комиссия работает без комиссара.
Политизация экономики
Таким образом, в Израиле возникла тенденция, что администрацией управляет временный руководитель. Проблема в том, что исполняющий обязанности президента не может принимать важные решения, в то время как многие назначения затягиваются.
Когда речь идет о ключевых постах в израильской экономике, это быстро сказывается на бесперебойной работе многих профильных ведомств.
Битуах Леуми:
Фонд национального страхования остался без постоянного генерального директора с тех пор, как Меир Шпиглер покинул этот пост в ноябре 2022 года; в течение последних двух с половиной лет, в отсутствие соглашения с ответственным министром (социального обеспечения), исполняющий обязанности директора руководит 5 000 сотрудников и одним из крупнейших бюджетов страны (120 миллиардов шекелей в год).
Банк Израиля:
Центральный банк три месяца оставался без заместителя управляющего; занимавший эту должность Эндрю Абир не был заменен, когда истек срок его контракта (декабрь 2024 года), и правительству пришлось ждать до конца марта 2025 года, пока не назначат его преемника. Влияние Центрального банка на экономическую стабильность во время войны хорошо известна, но это не смутило на премьер-министра Нетаньяху, который пытался назначить кандидата, более симпатизирующего политике правительства.
Совет по высшему образованию:
Высший государственный орган, осуществляющий надзор за учебными заведениями (университетами и колледжами), с 2019 года работает без директора. Тот факт, что столь важная должность остается вакантной уже шесть лет, наносит серьезный ущерб нормальному функционированию системы высшего образования в Израиле и надлежащему признанию квалификаций.
Госкомпании:
Многие государственные компании (такие как «Авиационная промышленность» и «Хеврат Хашмаль») управляются директорами, назначаемыми непосредственно ответственным министром Дуди Амсалемом, который отдает предпочтение кандидатам, политически близким к правительству, даже если они не обладают необходимой квалификацией.
Задержки с назначением постоянных руководителей госслужб можно объяснить тем, что ответственные министры стремятся предоставить должности друзьям или родственникам, разделяющим те же политические идеалы, не принимая во внимание их навыки и квалификацию.
В 2025 году Израиль превратился в государство кумовства. Затронута уже не только экономика, но и все сферы государственного управления: правосудие, образование, безопасность, культура, религиозные культы и так далее.
Ноу-хау больше не достаточно; очень плохо, если менее компетентные поднимаются по карьерной лестнице быстрее, чем опытные профессионалы.
Times of Israel française, перевод Якова Скворцова