Успокойтесь. Существует тысяча причин для протеста, и каждая из них важна. Существуют сотни мест для демонстраций и десятки способов выразить свое несогласие. Однако свадьба Авнера Нетаньяху и Амит Ярдени к таковым не относится.
Этот протест, который уже называют «Операция Авраам», «Операция Ибрагим», «Свадьба сопротивления» и «Свадьба крови», возможно, не первый случай, когда оппозиционное движение принимает странный оборот, но он, скорее всего, займет пьедестал почета по абсурдности. Это отражает потерю направления, нарушение пропорций и, что хуже всего, вред от него намного превышает ничтожную пользу.
«Я сражаюсь за свой дом, — сказал один из ведущих активистов, призывая народ собраться. — В этой войне все законно». Один человек предложил взять с собой Ноа, отвергнутую дочь Нетаньяху, как будто они уже знали, что она не приглашена и согласилась бы на этот трюк. Другой написал: «Мы должны подготовиться к этому, как к операции спецназа, и быть готовыми встретить врага» (то есть полицию).
В социальных сетях и группах WhatsApp обсуждалась тактика: перекрыть дороги, чтобы не допустить приезда гостей; взять с собой сирены, барабаны и громкоговорители, чтобы никто внутри не забыл о том, что происходит снаружи. Другие призывали фотографировать гостей и публично выкладывать их портреты — «чтобы не было недоразумений», писали они.
И все же необходимо отметить три возражения.
Во-первых, это свадьба Авнера Нетаньяху, а не Яира. В отличие от отвратительного тусовщика из Майами, он не занимается злословием, не дергает за ниточки издалека и, по крайней мере, по имеющимся сведениям, не живет на государственные средства и не замешан в коррупции. Он имеет полное право праздновать свою свадьбу, как ему заблагорассудится.
Во-вторых, он не единственный. Даже в эти ужасные времена люди могут испытывать радость. Свадьбы все еще случаются. Люди ходят на концерты. Билеты на большие шоу трудно достать. Это хорошо.
Третий пункт выходит за рамки этики и приличий. Он затрагивает цель самих протестов — то, за что они выступали на протяжении последних двух лет. В данном случае даже старая поговорка «не будь прав, будь умнее» не применима. Это и неправильно, и неумно.
Непонятно, какой мессидж хотят послать протестующие, если их цель — свергнуть коррумпированную власть Нетаньяху. Ясно лишь то, что многие хорошие люди, поверившие в это протестное движение, сейчас находятся в глубоком конфликте. А подобные трюки — это топливо для двигателя, который поддерживает Нетаньяху у власти и делает его еще сильнее.
Если протест абсолютно необходим, есть только один его вид, который имеет смысл: молчаливая демонстрация. Длинная человеческая цепь на дороге, ведущей к ферме Ронит, никаких блокпостов, никаких гудков — просто люди, стоящие плечом к плечу с желтыми флагами и фотографиями заложников.
Тихое, мощное послание: мы помним о них. Каждый день, весь день. И это горе лежит на наших плечах. И ничего больше.
Ynet, перевод Ларисы Узвалк