| Ави Берман
Ави Берман

Пришло время исправлять тиккун олам

Пришло время исправлять тиккун олам
Толстовка, продающаяся в американском интернет-магазине

Я не меньше других люблю исправлять мир, но сегодня концепция «тикун олам» обрела собственную жизнь, превратившись в псевдорелигию американских евреев. На нее повсеместно ссылаются, часто без глубокого понимания ее смысла и (не самая лучшая тенденция) практически исключительно для того, чтобы обозначить определенную политическую перспективу. В последнее время тиккун олам стал использоваться антисионистски настроенными евреями, которые выдвигают извращенные лозунги вроде: «Тиккун олам — это Свободная Палестина».

По сути, нынешняя итерация тиккун олам нуждается в коррекции курса, чтобы не превратиться в ложного идола.

История возникновения концепции тиккун олам

Тиккун олам не упоминается в Танахе. Это понятие появляется в Мишне, но не как средство исправления Вселенной или синоним социальной справедливости, а в контексте узкоправовых раввинских постановлений, призванных предотвратить вред или несправедливость. Самое примечательное, что в молитве «Алейну», которая датируется вторым или третьим веками н.э., встречается выражение «л'бере олам» (исправить или починить мир). Каков контекст? «Алейну» сосредоточена на обещании конечной власти Ашема над Вселенной. Непосредственно перед введением понятия «тиккун олам» текст гласит, что «идолопоклонство будет сметено, а ложные боги будут полностью уничтожены». Мы должны стремиться к миру, который взывает к имени Ашема, чтобы проложить путь к мессианской эпохе, то есть к исправлению мира ради Небес, избегая при этом соблазна ложных б-гов.

Очень краткая история развития концепции тиккун олам

На протяжении веков тиккун олам развивался, начиная с мистических объяснений и заканчивая концепциями, сосредоточенными на нашей роли в исправлении несовершенного мира.

В средние века рабби Исаак Лурия (он же Ари), один из ведущих каббалистов, обратился к проблеме присутствия зла в мире Ашема. Рабби Лурия рассказал историю о «разбитых сосудах», по сути, утверждая, что зло проникает в наш мир потому, что божественные искры, которые были частью творческого света Ашема, оказались заперты в осколках разбитых сосудов. По мнению рабби Лурии, человечество может восстановить божественные искры с помощью молитвы, медитации и исполнения мицвот. Он объяснил, что искры разгораются всякий раз, когда изучается Тора или выполняются заповеди — то есть существует духовная польза от того, что человек стремится к тиккун олам, изучая Тору, участвуя в ритуалах, соблюдая их и молясь.

Хотя эволюция концепции тиккун олам не застопорилась после изложения учения рабби Лурии, в течение следующих нескольких столетий ее развитие шло медленно и достигло кульминации, попав в арсенал консервативного и реконструкционистского иудаизма, политически активного в 1960-е годы. Эти движения предложили молодым идеалистам еврейскую линзу, через которую можно было рассматривать политическую и социальную активность (например, протест против войны во Вьетнаме рассматривался как акт тиккун олам). Это была универсализация концепции и начало ее дальнейшей секуляризации.

Тиккун олам в современности

Для многих американских евреев, преимущественно неортодоксальных, тиккун олам стал фактическим столпом иудаизма. Будь то переработка пластика для защиты окружающей среды или борьба за социальную справедливость, многие евреи и еврейские организации ссылаются на тиккун олам как на руководящий принцип. Поскольку практически любое доброе дело можно представить как акт тиккун олам, возникает вопрос: есть ли у этой концепции какие-либо ограничивающие принципы.

Нет ничего плохого в том, чтобы дополнить свое еврейское мировоззрение желанием сделать мир лучше. В конце концов, кто может протестовать против усилий по искоренению бедности во имя Ашема? И если тиккун олам используется для привлечения молодых, ранее далеких от иудаизма американских евреев, я от души приветствую его использование в качестве «трамплина» к полноценной еврейской жизни. Однако тиккун олам все чаще становится синонимом левой политики, а не подлинного стремления к изучению Торы и соблюдению еврейских традиций. Слишком много евреев, похоже, тянутся к «иудаизму тиккун олам», наполненному не традиционным изучением Торы, а пропитанной политикой догмой социального действия.

Тора, однако, не является партийным инструментом. Если тиккун олам превращается в расплывчатое воплощение политически прогрессивной ортодоксии и «совершения добрых дел», он теряет свой смысл. Существует огромное количество примеров того, как прогрессивные евреи ссылаются на тиккун олам, агитируя в поддержку того или иного политического дела — и вы можете поставить доллар на то, что если какой-нибудь еврей ложно обвинит Израиль в военных преступлениях или чем-то подобном, он будет прикрываться тиккун олам или «еврейскими ценностями», чтобы оправдать свои ошибочные действия.

Тревожный прецедент произошел в 2024 году, когда конгрессвумен Сара Джейкобс (демократ, Калифорния) сослалась на тиккун олам в качестве причины бойкота обращения премьер-министра Нетаньяху к Конгрессу после 7 октября. Конгрессвумен Джейкобс предсказуемо заявила: «Когда я росла, меня учили, что священная задача евреев — осуществлять тиккун олам, то есть исправлять мир. Наша обязанность как евреев — выступать против несправедливости и работать над тем, чтобы сделать мир лучше. Именно из-за своего еврейского воспитания и ценностей я не могу присутствовать на выступлении премьер-министра Нетаньяху». Подобные полемические призывы к тиккун олам (особенно когда они используются для публичного осуждения демократически избранного лидера единого еврейского государства) — это не то, что имели в виду мудрецы, когда писали молитву «Алейну» и призывали евреев исправить мир во имя Ашема. Когда я закончил закатывать глаза после прочтения высказываний конгрессвумен, я понял, что, скорее всего, она не виновата — то есть, скорее всего, ей внушили извращенную форму иудаизма «тиккун олам» учреждения, которые ее подвели.

Раз уж мы затеяли провокацию, вот еще два тревожных примера:

BLM. После убийства Джорджа Флойда многие синагоги по всей Америке присоединились к движению Black Lives Matter — несмотря на антисемитскую риторику его основателей. Были запущены инициативы, созданы комитеты и израсходованы ресурсы, чтобы продемонстрировать поддержку расовой справедливости в этих общинах — неизменно во имя Тиккун Олам.

Аборты. Еврейский закон имеет свои нюансы, когда речь заходит об абортах. Оно и близко не отличается такой вседозволенностью, как считают массы евреев, которые нацепили лозунги с Tikkun Olam и отправились в Вашингтон, чтобы протестовать против решения Верховного суда об отмене Roe v. Wade. Этим евреям было бы полезнее собраться, чтобы изучить сложную галаху, касающуюся абортов, включая толкования авторитетных раввинов. Понятно, что многие из них оказались бы там, где начали, то есть на митингах сторонников выбора, но они бы сначала укрепились в еврейском законе и обогатили мир изучением Торы.

У каждого из нас, американцев, есть фундаментальное право поддерживать любую партию, которую мы предпочитаем, но опасно поддерживать политические цели (левые или правые), полагая, что такая активность может заменить нашу священную обязанность обеспечивать непрерывность еврейского обучения. Кампании в поддержку расового равноправия, отстаивание прав женщин и искоренение бедности — достойные начинания, но мы не должны позволять пропаганде заменять прочный фундамент еврейского обучения и соблюдения еврейских традиций.

С практической точки зрения, слишком многие американские еврейские институты, которые во всю мощь пропагандируют иудаизм «Тиккун Олам», не в состоянии серьезно оценить отвлекаемые ресурсы. Время и деньги, потраченные на посещение светского политического митинга во имя «еврейских ценностей», — это время, которое можно было бы потратить на традиционное еврейское обучение. Не будет ли более продуктивным, если эти же учреждения будут стремиться обучать своих прихожан Торе и ивриту и побуждать их посещать синагогу по субботам и праздникам?

Мы, конечно, можем ходить и жевать жвачку, обучая следующее поколение еврейских лидеров нашим священным текстам и традициям и одновременно прививая им чувство ответственности за то, чтобы сделать мир лучше с помощью актов хеседа. Однако реальность такова, что наши ресурсы ограничены, и необходимо расставить приоритеты. Религиозные школы и еврейские лагеря должны добавить в куриный бульон основных программ безжалостный прагматизм. В основе этого прагматизма должен лежать принцип: не очень хорошо, если следующее поколение евреев будет знать о тиккун олам больше, чем о Торе.

Многие евреи пережили культурное и духовное пробуждение после 7 октября. Сейчас настал момент направить эту позитивную энергию на борьбу с тревожной тенденцией еврейской неграмотности и ассимиляции. Будет очень жаль, если мы упустим эту возможность.

Что же делать? Как правильно определить размер тиккун олам в современном мире и вернуть ему первоначальный смысл? Я не претендую на то, что у меня есть ответ, но для начала неплохо было бы договориться об основных принципах: 1) мы не должны подменять классическое изучение Торы туманным понятием «исправления мира» под прикрытием «еврейских ценностей»; 2) мы не должны использовать Тору в качестве политического оружия; 3) мы должны совершать добрые дела в силу их неотъемлемой ценности и во имя Б-га, но мы не должны делать вид, что обучение наших детей волонтерству в столовой является достойной заменой приобщения их к богатому и священному наследию иудаизма. То есть давайте делать и то, и другое, но расставлять приоритеты соответствующим образом.

Тиккун олам должен быть десертом, а не главным блюдом. Только после заливки фундамента можно построить крепкий дом. Давайте воспользуемся моментом, чтобы возвести третий Храм в виде религиозной и сионистской активности американских евреев. Когда мы прочно встанем на ноги в нашем прошлом, мы сможем работать над лучшим будущим для этого прекрасного мира.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи