| Моисей Беккер
Моисей Беккер

Израиль и новый Ближний Восток

Израиль и новый Ближний Восток

Президент США Дональд Трамп уже в самом начале второй каденции дал ясно понять, что центр внимания американской администрации сместился с Восточной Европы на Ближневосточный и Азиатско-Тихоокеанский регионы. Не случайно первым зарубежным визитом Дональда Трампа стало турне по Саудовской Аравии, ОАЭ и Катару. Именно здесь сегодня формируется новая геополитическая конфигурация, способная изменить глобальный баланс сил.

В этом контексте особое внимание уделяется Израилю — ведущей технологической и военной державе региона. Стратегическая цель США — нейтрализовать влияние идеологически враждебного Ирана и других претендентов на региональное лидерство в этом ключевом энергетическом узле планеты.

Война с ХАМАСом, продолжающаяся уже 20 месяцев, кардинально изменила расстановку сил на Ближнем Востоке. США однозначно поддерживают Израиль, чьи действия существенно ослабили влияние иранского режима в сопредельных странах. Единственным инструментом давления, который по-прежнему остаётся у Исламской Республики, является её ядерная программа.

Следует отметить, что нынешний конфликт — самый продолжительный в истории Израиля. Даже война за независимость, длившаяся с мая 1948 по июль 1949 года, завершилась быстрее. Одним из главных препятствий на пути к окончательной победе над радикальными группировками в Газе остаются удерживаемые ХАМАСом заложники, а также вмешательство некоторых стран, не заинтересованных в полном разгроме исламистов. Эти государства получают выгоду от затягивания конфликта за счёт международных гуманитарных программ, предоставляемых ООН и другими структурами.

Кроме того, враги Израиля пытаются расколоть еврейское общество, спровоцировать волну антисемитизма, особенно в ряде стран ЕС, и нанести удар по израильской экономике. Однако вопреки этим усилиям, экономика Израиля демонстрирует устойчивость. По прогнозам ОЭСР, рост ВВП Израиля, составивший 2,3% в 2023 году, снизится до 1,5% в 2024 году, но уже в 2025 году ожидается его восстановление до уровня 4,5%. Для сравнения, по данным издания Globes, Банк Израиля прогнозировал рост ВВП на уровне 2% как в 2023-м, так и в 2024-м годах.

Согласно данным ОЭСР, бюджетный дефицит Израиля по итогам 2023 года составил 3,1% ВВП, а в 2024 году ожидалось его увеличение до 5,2%. В свою очередь, Банк Израиля прогнозировал дефицит на уровне 3,7%, однако к концу 2024 года он достиг 5%. Несмотря на сложный год, ознаменовавшийся многопрофильной войной, ключевые сектора израильской экономики продемонстрировали впечатляющие результаты.

Флагманский индекс ТА-125 обогнал американский S&P 500, обеспечив общую доходность более 28% (в долларах — свыше 26%, против 24% у S&P 500). Иностранные инвестиции, в том числе в хай-тек, недвижимость и ценные бумаги, вернулись в Израиль, что свидетельствует о высоком уровне доверия к экономике страны. Шекель укрепился, а международные рейтинговые агентства, понизившие кредитный рейтинг Израиля в 2024 году, с осторожным оптимизмом прогнозируют возвращение к стабильному росту в 2025–2026 годах.

По итогам третьего квартала 2024 года ВВП Израиля увеличился на 3,8% в годовом исчислении. Валютные резервы страны достигли 215 млрд долларов, что составляет 42% ВВП. Банковский сектор продемонстрировал стабильность и высокую прибыльность. За девять месяцев 2024 года объём инвестиций в хай-тек вырос на 35%.

Израильский оборонно-промышленный комплекс также показал исключительные результаты в условиях военного времени. 4 июня 2025 года Министерство обороны Израиля опубликовало данные: генеральный директор ведомства генерал-майор Амир Барам и начальник Управления военного экспорта бригадный генерал Яир Колес представили министру обороны Исраэлю Кацу отчет об экспорте продукции за 2024 год. Согласно отчету, были подписаны контракты на сумму 14,795 млрд долларов США.

С начала операции «Железные мечи» (запущенной 7 октября 2023 года) израильская оборонка перешла в режим чрезвычайной работы. Эти усилия привели к беспрецедентному спросу на израильские оборонные технологии по всему миру. Министр обороны Исраэль Кац заявил:

«В тяжелейший год войны Израиль побил исторический рекорд по экспорту оборонной продукции — 15 млрд долларов. Это колоссальное достижение стало прямым результатом успехов Армии обороны Израиля и оборонной промышленности в борьбе с ХАМАС в Газе, "Хезболлой" в Ливане, хуситами в Йемене, режимом аятолл в Иране и на других фронтах. Мир видит мощь Израиля и стремится стать его партнёром. Мы продолжим укреплять АОИ и израильскую экономику за счёт оборонных инноваций, обеспечивающих наше превосходство над любой угрозой — в любое время и в любом месте».

Данные Минобороны свидетельствуют о том, что Израиль уже четвёртый год подряд устанавливает рекорды по объёму экспортных контрактов в оборонной сфере. За последние пять лет этот объём вырос более чем вдвое.

Особое внимание международного сообщества привлекло применение Израилем новейшего лазерного оружия Iron Beam в ходе противостояния с «Хезболлой». Эта разработка, созданная компанией Rafael Advanced Defense Systems, позволяет перехватывать дроны и ракеты ближнего и среднего радиуса действия. Стоимость одного «выстрела» составляет от 5 до 10 долларов, тогда как ракета системы Iron Dome обходится в десятки тысяч. Преимуществами направленного энергетического оружия являются низкие затраты, неограниченное количество запусков, простота в обслуживании и меньшая численность персонала.

Таким образом, война, которую враги Израиля надеялись использовать как инструмент разрушения еврейского государства, напротив, стала мощным стимулом к развитию: экономика сохранила устойчивость, высокотехнологичный сектор показал рост, а оборонная промышленность превратилась в глобального лидера. Израиль доказал, что способен эффективно развиваться даже в условиях многолетнего военного конфликта, что должно стать тревожным сигналом для тех, кто продолжает угрожать его существованию.

Похожие статьи