| Алекс Бруммер
Алекс Бруммер

Несмотря на краткосрочный экономический ущерб, Израиль выйдет из кризиса более сильным

Несмотря на краткосрочный экономический ущерб, Израиль выйдет из кризиса более сильным
Борис Джонсон открывает торги на Тель-Авивской фондовой бирже во время визита в Израиль в качестве министра иностранных дел Фото: PA

Войны на Ближнем Востоке уже не имеют такого же влияния на мировые рынки энергоресурсов, как в 1973 году, когда арабские производители ввели эмбарго на поставки в Запад, что привело к сильной инфляции и рецессии. Тем не менее, атака Израиля на ядерные объекты Ирана будет иметь далеко идущие экономические последствия.

Примечательно, что, несмотря на ущерб, нанесенный центральной части Израиля, шекель, израильские акции и облигации заметно выросли. Глобальные инвесторы уверены, что когда обмен ударами закончится, Израиль станет сильнее. Большинство прокси Ирана уничтожены, а его ядерная программа выведена из строя на долгое время, если не уничтожена полностью.

В долгосрочной перспективе это должно сделать инвестиции в Израиль менее рискованными, чем они были в прошлом. Более серьезную озабоченность вызывает то, что война в Газе, которая в настоящее время затмевается борьбой с Тегераном, нанесла непоправимый ущерб репутации, что дало дополнительный импульс бойкоту и санкциям.

Краткосрочный ущерб для экономики также будет значительным. Аэропорт «Бен-Гурион» закрыт, поэтому доступ в страну для зарубежных компаний и технологического сообщества перекрыт. Государственные учреждения на данный момент остаются закрытыми, хотя пандемия показала, что государственные служащие могут работать из дома. Потребители запасаются продуктами питания и предметами первой необходимости, но затяжной конфликт может привести к проблемам с поставками.

Длительная война в Газе была предусмотрена в бюджете на 2025 год. Согласно последним финансовым документам, на эти цели выделено до 15 млрд долларов. По текущим оценкам, месячный конфликт с Ираном, включающий четыре раунда ракетных ударов, обойдется примерно в 11 млрд долларов. Война с Ираном обходится дорого из-за использования современных вооружений. Не было предусмотрено финансирование значительного ущерба, нанесенного зданиям и сооружениям, хотя до сих пор основная инфраструктура, такая как нефтеперерабатывающие заводы в Хайфе, остается в безопасности.

За войной с тревогой наблюдают рынки по всему миру. Доллар сначала подскочил на валютных рынках после начала военных действий, обратив вспять негативную реакцию на тарифы Трампа и налоговый хаос, которые привели к падению доллара на 8% в этом году. В сложные времена управляющие фондами уходят в безопасное место, и долларовые активы, которые в настоящее время предлагают приличную доходность, снова становятся популярными. Золото, которое является идеальным убежищем, поднялось до рекордных уровней, продолжая свое замечательное движение.

В настоящее время только пятая часть энергии, добываемой в Персидском заливе, проходит через Ормузский пролив, а большая часть добычи направляется в Восточную Азию. Самообеспеченность США нефтью и сжиженным природным газом (СПГ) означает, что один из крупнейших потребителей энергии в мире больше не подвергается прямому воздействию.

Тем не менее, в условиях временного закрытия аэропортов на Ближнем Востоке, рисков для судоходства и усиления мер безопасности на американских базах на Ближнем Востоке угроза энергоснабжению является вполне реальной. Крупные нефтяные компании, возможно, получили то, что им нужно: возвращение к более высоким мировым ценам, но цена за это высока.

Израиль уже сталкивается с существенными затратами на восстановление на юге и в Галилее из-за ущерба, нанесенного ХАМАСом 7 октября и «Хезболлой» на севере до ее фактического разгрома. Из 60 000 израильских граждан, которые покинули север в поисках безопасности, многие решили не возвращаться из-за сохраняющихся рисков.

Если удастся одержать победу над Ираном, то восстановление и возвращение резервистов к работе увеличат объемы производства. Сохраняется огромная неопределенность, но рынки Израиля делают ставку на победу и возвращение к росту, во главе которого стоит динамичный технологический сектор. Будем надеяться, что они правы.

Jewish News, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи