Израиль выиграл сражение, но не войну

Израиль выиграл сражение, но не войну

Полезно взглянуть на последние два года отстраненно. В последние недели Израиль был в шаге от полного краха. Не в военном, а в политическом и стратегическом плане. ХАМАС сумел довести Израиль до коллапса. Экономический бойкот начал сказываться на импорте и экспорте. Израильское предположение, что «военное давление приведет к уступкам», не оправдалось за последние два года.

Напротив, международное давление рисковало подтолкнуть Израиль от краха к полному развалу. Соглашение было достигнуто в критический момент. Сам факт того, что Израиль объявил о прекращении боевых действий, даже если они продолжаются только в оборонительных целях, фактически спас страну от краха.

Если соглашение будет реализовано, Израиль достигнет всех целей войны. И все же премьер-министр Биньямин Нетаньяху не подписал соглашение, которое включает «самоопределение» палестинцев — другими словами, создание государства — по собственной воле. Он подписал его, потому что ему приставили пистолет к голове.

В любом случае, проблема заключается в накоплении ущерба. Израиль выиграл сражение, но проиграл войну. Все очень значительные стратегические достижения против Ирана и «Хезболлы» начали терять свою значимость из-за усугубления ущерба международному авторитету Израиля. Распространяющийся отказ портовых рабочих загружать грузы, предназначенные для Израиля, мог привести к беспрецедентному экономическому кризису. Еще один шаг к коллапсу. Уже сейчас жизненно важное военное оборудование не поступает в Израиль.

Если соглашение окажется продуктивным, оно все равно не сможет в одночасье избавить от враждебности по отношению к Израилю. Но оно притормозит этот процесс. Теперь начнется сложная задача по восстановлению международного статуса Израиля. Сомнительно, что нынешнее правительство способно справиться с этой задачей. Это будет длительная работа.

Ответ ХАМАСа нельзя назвать в чистом виде положительным. Но вот еще одна абсурдная ситуация: неважно, что говорит ХАМАС. Нетаньяху поставил себя в положение, когда единственное, что имеет значение, — это то, что говорит Трамп. Трамп объявил ответ положительным и даже превратил ХАМАС в движение за мир. Через несколько часов Нетаньяху был вынужден, опять же под давлением, отдать приказ о прекращении боевых действий.

Почему, черт возьми, Израиль не предпринял никаких шагов? Вместо принудительного прекращения боевых действий Израиль мог бы снова и снова инициировать перемирия, чтобы продемонстрировать, что именно ХАМАС, а не Израиль является стороной, которая хочет войны. В конце концов, оружие ХАМАСа не победило ни в Джабалии, ни в Рафахе. ХАМАС победил на международной арене. В университетах, в социальных сетях, в газетах, в профсоюзах.

Общественное мнение в США также изменилось, перейдя от симпатий к Израилю к поддержке палестинцев. И было ясно, что именно это заставит Трампа положить оружие на стол. Но Нетаньяху страдал слепотой. Все, что Израиль мог и должен был сделать, чтобы набрать очки, Нетаньяху был вынужден делать только после того, как Израиль уже потерял одно очко за другим.

Сомнительно, что Трамп — тот человек, который спасет Израиль от самого себя. Но сейчас, по крайней мере на данный момент, он — тот человек.

Ynet, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи