Итак, американская команда посредников выполнила свою работу до конца: обе стороны могут вернуться домой, заявив, что получили то, что хотели, обе могут заявить, что «победили», и ни одна из них не получила всего, что требовала. Заслуга в этом принадлежит команде президента Дональда Трампа — Джареду Кушнеру, Стиву Виткоффу и всем, кто работал под их руководством.
Правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху действительно добилось того, что до недавнего времени казалось невозможным: освобождения всех живых заложников и возвращения тел убитых без полного вывода израильских войск из сектора Газа. Армия обороны Израиля будет продолжать контролировать примерно 53% территории сектора, включая значительную буферную зону, предназначенную для предотвращения проникновения боевиков ХАМАСа к границе.
С другой стороны, ХАМАС добился прекращения боевых действий и, вероятно, получил международные гарантии, которые Израилю будет политически сложно нарушить, а именно обещание не нападать на сектор Газа снова, пока продолжаются переговоры по оставшимся этапам так называемой «сделки Трампа», процесс, который, как можно ожидать, продлится долго. ХАМАС также получит международную помощь для сектора Газа и сможет укрепить свое влияние на территории, сохранив на ней свою власть.
Главный вопрос заключается в том, как поведет себя Израиль, если ХАМАС в короткий срок восстановит свой военный потенциал, в то время как всеобъемлющее соглашение по-прежнему отсутствует.
Самое важное — ХАМАС получил международное признание, которого никогда не имел, и добился дипломатических побед, которые ощущаются во всем мире, — таких как усиление международной изоляции Израиля и возвращение на повестку дня палестинского вопроса. Можно только надеяться, что долгосрочное перемирие позволит Израилю выйти из международной изоляции, в которую он попал в результате, с одной стороны, всплеска антисемитизма и антиизраильских настроений, а с другой — собственной провальной политики.
Существенное изменение в позиции США (решение Трампа заставить Нетаньяху прекратить войну) по всей видимости, было вызвано ударом Израиля по высокопоставленным деятелям ХАМАСа в Катаре. В то время как члены руководства группировки собралось в Дохе для обсуждения последнего предложения США, Израиль попытался ликвидировать их. Это, по-видимому, вызвало тревогу у некоторых членов американской команды, которые по ряду причин, в том числе экономических, рассматривают Катар как союзника, а не просто как покровителя «Братьев-мусульман», «Аль-Джазиры» и ХАМАСа. Отсюда и последовало сильное давление со стороны Вашингтона и мирный план, который вряд ли когда-либо будет реализован в полном объеме.
Теперь о том, чего Израиль не получит. ХАМАС не готов разоружиться ни сейчас, ни в ближайшем будущем — по крайней мере, до тех пор, пока «не будет создано палестинское государство». ХАМАС не будет уничтожен, а полная победа, которую когда-то обещал Нетаньяху, остается пустым лозунгом. Группировка также отказывается принять присутствие внешнего, не палестинского, органа управления. И наоборот, ХАМАС не получит контроль над всей полосой Газы и не добьется освобождения всех высокопоставленных заключенных, чего он требовал. Пока не ясно, кто из этих заключенных будет освобожден, но можно предположить, что этот вопрос не помешает перемирию.
Чтобы добиться стратегических изменений в Газе, которых хочет Израиль, необходимо ввести альтернативную управляющую силу, которая заменит ХАМАС. Некоторые арабские государства уже согласились участвовать в таком управляющем органе наряду с представителями Палестинской автономии. Только при наличии достаточно убедительной угрозы со стороны коалиции арабских государств, США и Израиля — что отказ приведет к возобновлению войны и уничтожению того, что осталось от Газы — такая сила могла бы надеяться разоружить ХАМАС.
Если Израиль по-прежнему будет отвергать участие Палестинской автономии и настаивать на том, что разоружение ХАМАСа произойдет чудесным образом, следует приступить к подготовке к следующему раунду боевых действий. По крайней мере, тогда (и это некоторое утешение) палестинские террористические группировки не будут удерживать живых заложников.
Еще один момент: в настоящее время ХАМАС заявляет, что не может найти тела девяти погибших заложников. Это означает, что девять человек числятся пропавшими без вести, места их захоронения неизвестны, девять семей остались без останков и с неизмеримой пустотой в своей жизни. Израиль должен продолжать оказывать давление на посредников в ближайшие месяцы, чтобы ХАМАС нашел эти тела. Можно предположить, что ХАМАС способен это сделать в течение нескольких дней. Семья Хадара Голдина ждет возвращения его тела уже 11 лет. Нельзя допустить, чтобы еще восемь семей пережили тот ад, который испытала эта семья.
Ynet, перевод Якова Скворцова