Встреча в «СТМЭГИ»
По приезду на Ленинградский вокзал, неожиданно для меня, меня встретил совершенно мне незнакомый человек. Невысокого роста, обаятельный, он сразу расположил меня к себе. Представился, - Данилов Данил Ильич, - исполнительный директор фонда СТМЭГИ.
И мы поехали к нему в офис, или как он любит называть свое место работы в «библиотеку». В принципе место, куда мы поехали, мне было известно (ст.м. Китай-город). Лет десять назад я приезжал в синагогу, которая располагается в Б.Спасоглинищевском переулке.
А еще, лет пять назад я приезжал сюда же в общественную приемную Администрации Президента России, с выходом из метро в противоположную сторону, по делам одного ветерана Сланцевского района Ленинградской области, где в настоящее время я проживаю. Пока мы ехали в метро, Данил Ильич успел рассказать, что в Москве он уже как пять лет, а до этого много лет проработал в администрации г. Дербента.
Вот тут-то я и стал узнавать своего нового знакомого по одной из статей газеты «Ватан», в которой говорилось о том, что когда он работал в администрации города заместителем по социальным вопросам, к нему в рабочий кабинет горские евреи приходили гораздо чаще, чем в синагогу. Но, видимо, на то были все основания наших соотечественников приходить по насущным вопросам в администрацию города и именно к Данилову. Но когда я, спустя 40 лет приехал в Дербент и посетил синагогу, недостатка в посетителях не увидел.
Придя в кабинет, он тут же предложил чай, кофе на выбор. Спросил о моих планах. Данилу Ильичу я сказал, что приехал с целью поработать в архивах Москвы и Подольска. Потом он без всякой подготовки сказал, что жить я буду у него. Как-либо возражать не было никакого смысла. Так я на несколько дней стал гостем Данила Ильича. Время, которое мне суждено было провести с ним обогатило меня на много лет вперёд.
Его спокойный, даже монотонный тон разговора, с хорошей русской речью, что далеко не каждому дано прожившему всю жизнь на Кавказе, в Дагестане, в Дербенте. Вообще я люблю правильную русскую речь. Когда человек, неважно какой национальности, говорит чисто, без акцента, - это, в первую очередь украшает твоего собеседника и придаёт большую уверенность в том, что мы будем понятны друг другу. По крайней мере для меня это важно. Вот так мы нашли полное взаимопонимание друг с другом.
В ходе общения Данил Ильич много рассказывал о фонде, его работниках, чувствовалось, что ему небезразлично, что и как делается в организации, к которой он, как я понял, «прикипел» душой и телом. И в первую очередь БИБЛИОТЕКА. Для Данила Ильича библиотека - это всё. Сквозь призму работы с книгой виден живой интерес к нашему горско-еврейскому народу. Каких только книг там я не увидел, это и истории об известных людях, это словари и справочники на джуури, военная тематика, культура и многое еще чего.
Даже мне - большому любителю книг и чтения, было очень интересно покопаться в этих изданиях. А какая собрана периодика, на зависть многим именитым библиотекам. Говоря о газетах, которых скопилось достаточно, Данил Ильич не уставал повторять, что газету необходимо вручать каждому заинтересованному человеку, только тогда она найдет своего читателя, а в условиях, в которых действует фонд, посылать читателям адресно. И действительно так. Сам когда-то из книголюба в лихие 90-е годы стал книготорговцем, много распространял и газет. Если человек купил её, он обязательно её прочтет.
Отдельная история о том как трепетно Данил Ильич относится к своим дочерям, внучке. Просто одно загляденье. Я бы ещё хотел сказать, как он работает. А работает он везде, где бы он не находился: в библиотеке, дома, в поезде, в учреждениях, в которые мы с ним заходили. В Петербурге: в гостинице, в музее истории и этнографии, Хеседе "Авраам" (крупнейший благотворительный фонд в Европе) и т.д.
Поездка в ТЦ «Садовод». Его масштабы меня впечатлили. Многочисленные палатки с разнообразным товаром, кафешки, закусочные, Все для работников и покупателей. Автобусы подвозят прямо ко входу в торговые павильоны. Я также воспользовался услугами одной из торговых палаток по продаже обуви и в этом мне помог мой уже, не побоюсь сказать, друг Данил Ильич.
Благодаря его, то ли смекалке, то ли интеллигентности, продавщица сделала значительную скидку. Ну и, конечно же, само посещение главного «мозгового» центра - фонда СТМЭГИ. Моему удивлению и восторгу не было предела. Молодые ребята, все в кипах, живые, подвижные, весёлые, такими я увидел продвиженцев идей Благотворительного фонда СТМЭГИ и его президента Германа Захарьяева.
А вот и председатель жюри конкурса Гарик Канаев, скромный, застенчивый моложавый человек, в нём сразу виден человек творческой профессии, как оказалось музыкант и композитор.
Обаятельная секретарь дирекции Диана. Стройная как лань. Увидев её, вспомнил одну грустную и в тоже время переложенную грузинским фольклором в шуточную форму историю, связанную с мобилизацией молодого влюблённого парня в девушку по имени Диана. Думаю, что своим коротким рассказом немного развеселил публику.
А затем была встреча с генеральным директором фонда Виктором Абаевым. Это была моя первая встреча с крупным предпринимателем - «олигархом», да еще нашим соотечественником и моим земляком. Ранее мне не приходилось не то что встречаться «с глазу на глаз» и быть в кабинетах такого уровня предпринимателя, но и что-то обсуждать с ними. Виктор Зимроевич оказался намного проще, чем я себе представлял. Потом уже в Санкт-Петербурге я в этом еще раз убедился.
Даже тот факт, когда в моём присутствии решался вопрос о приёме на работу молодого человека, можно было увидеть всю простоту в решении вопроса. Без волокиты и апломба Абаев задал несколько житейских вопросов, а на специфические вопросы, связанные с компьютерными технологиями пригласил своего работника и уже через него определили круг обязанностей претендента. Вопрос был решен положительно.
Вопрос - принять или не принять данного человека вообще не стоял. Необходимо было только определить уровень подготовки. Видимо в фонде настолько отработан механизм подбора кадров, что все служащие фонда хорошо усвоили те высокие требования предлагающим свои услуги. В безошибочном выборе работника заслуга всё того же Данила Ильича. Тут же были решены вопросы бытового характера. А на вопросы, которые были поставленные мною, я и намеком не услышал – нет. Вот бы так работали государственные и муниципальные служащие!
А какие встречи были. Данил Ильич водил меня не просто к кому-то, а водил именно к дербентцам. Интересное знакомство произошло с внуком Героя Советского Союза, полным тезкой своего именитого деда Иллазарова Исая Иллазаровича. Интересна фронтовая судьба деда. Меня как занимающегося военной тематикой заинтересовал вопрос - почему детям Героя (то бишь родителям внука Героя) не вручили Орден Ленина и медаль Звезды Героя, а только Грамоту? Вопрос, на который я должен дать ответ внуку Героя - Исаю Иллазарову. Были и другие встречи, все с дербентцами.
Можно сказать, что я побывал и не в Москве, а в Дербенте. Так прошло незаметно время пребывания в Москве, работа в архиве, ежедневное общение с Даниилом Ильичем, стало казаться, что мы с ним знакомы давно. Изменив свои планы по работе в архиве Подольска, пришлось подчиниться планам Данилова. И вот командой фонда СТМЭГИ мы едем в Петербург.
В первый же день нашего пребывания в Петербурге Данил Ильич, со свойственной ему организаторской «жилкой» собрал народ в общинном центре горских евреев, что находится на канале Грибоедова, д. 140 (Кто еще не знает, вас там всегда ждут). Потрясающе, своими звонками из Москвы, при участии местных общественников, ему - Данилову - удается собрать людей. Сюда же приехал и Виктор Абаев. Как подобает бразды правления взял на себя Данил Ильич.
Всё-таки 25 лет управленческой работы дают о себе знать. Первое что я услышал, в его приветственном слове к собравшимся - это то, что «виновником» данной встречи является Хананаев Манахим Баазович – победитель журналистского конкурса СТМЭГИ. Затем слово было предоставлено научному сотруднику историко-этнографического музея.
Далее Данил Ильич от имени руководства фонда СТМЭГИ, президента фонда Германа Захарьяева вручил мне памятную статуэтку победителя конкурса. Я поблагодарил руководство фонда за оценку моего скромного труда. Хочу заметить, что это первая в моей жизни награда, которую вручают мне публично. В основном все мои награды, а это в основном были дипломы и грамоты за занятия спортом или за службу в армии, мне вручали, если можно так сказать, в подворотне. Даже благодарности за труд, втихаря вписывали в трудовую книжку, без должного объявления трудовому коллективу.
Конечно, мне было очень приятно и настолько трогательно, что в какой-то момент я даже заволновался. После вручения статуэтки и нескольких фотоснимков, мне было предоставлено слово. Кратко я рассказал о своей поисковой работе, о том как раскручивал клубок неизвестной судьбы своего отца и других родственников, волею судеб оказавшихся в блокадном Ленинграде. В лицах слушателей я увидел неподдельный интерес. После своего рассказа многие подходили и задавали свои вопросы сквозь призму своих родственников - участниках Великой Отечественной войны. И опять встречи с земляками-соотечественниками. Тут и предприниматели, ученые, бывшие военные, и даже пришел доктор медицинских наук. Как-будто и не в Питере я нахожусь, а всё в том же своём родном Дербенте.
Накануне завершения нашей экспедиции в городе на Неве, интересную цифру обнародовал Данил Ильич - в Санкт-Петербурге нас проживает 4000 человек, Это ли не сила?!
Всё, что произошло в это короткое время в Москве и Санкт-Петербурге - благодаря нашему неутомимому Данилу Ильичу Данилову. Здоровья Вам, счастья, радуйте нас, своих близких и родных.
С уважением, Манахим Баазович Хананаев.
Москва-Санкт-Петербург