Кавказские евреи по своей ментальности мало отличаются от других народов Кавказского региона. Издревле живя бок о бок, они переняли у горских народов некоторые обычаи — адаты. И это не случайно, ведь, столетия находясь в определенной среде, волей-неволей станешь таким же, как и твои земляки. Но при этом джууры испокон веков придерживались еврейских традиций.
В первые годы после репатриации в Израиль представители общины кавказских евреев столкнулась с явлениями, которые в прошлом вообще были неприемлемы для них. Израильтяне поначалу удивлялись поведению «йеудим кавказим», их пышным свадьбам и похоронам, их внутрисемейным взаимоотношением.
Трудности абсорбции первых лет дали толчок к переменам в ментальности кавказских евреев. Если до репатриации во многих семьях принято было, чтобы жена была домохозяйкой, занимаясь лишь домашней работой и воспитанием детей, то в Израиле она была вынуждена устроиться на работу. Значит, мужчина изменил свое мировоззрение в этом вопросе.
Еще большее удивление вызывала служба девушек в армии (поначалу, правда, девушкам разрешали проходить альтернативную службу).
Кавказские юноши, призываясь в армию, отказывались выполнять там работу, связанную с кухней и уборкой, мотивируя это тем, что в кавказских семьях это не мужская обязанность.
Куда сложнее было адаптироваться в вопросах воспитания детей, которые ускоренными темпами перенимали у местных сверстников поведение, а также отношение к родителям. Многих возмущала вседозволенность детей в некоторых аспектах жизни. Во многих семьях горских евреев сталкивались с ситуациями, которые вообще были неприемлемы до репатриации, учитывая традиционно бытующие на Кавказе запреты. В некоторых домах этот процесс протекал весьма болезненно. Подрастающая молодежь вполне могла себе позволить то, что вызывало неприятие со стороны их родителей. Например, встречаться и жить с любимым или любимой до свадьбы, до вступления в брак жить отдельно от родителей и т.д.
Если обратититься к плюсам кавказской ментальности, следует в первую очередь отметить уважение к старшим и родителям. В Израиле местные ребята редко уступят место старшим в автобусе. О нашей молодежи этого не скажешь: они, завидев стоящего пожилого человека, сразу же вскакивают со своего места и любезно предлагают ему сесть. Живя в Израиле более 40 лет, кавказские евреи редко допускают, чтобы больной родитель провел остаток своей жизни в доме престарелых. И таких примеров можно привести немало.
До эмиграции кавказские евреи в основном жили патриархальными семьями. Ныне же в Израиле редко встретишь молодую семью, проживающую вместе с родителями. Даже отсутствие своего жилья у молодоженов не побуждает их жить в одном доме с близкими родственниками.
Соответственно, в некоторых семьях весьма ослабели традиционно тесные родственные связи. Вообще, институт создания семьи у кавказских евреев разительно отличается от других общин в Израиле. Но и здесь уже заметны перемены. Например, во многих семьях не устраиваются привычные кавказским евреям досвадебные и послесвадебные церемонии: хостеи, гудешпенду, гизейчон.
Гостеприимство — один из самых древних и замечательных кавказских обычаев. Обратив взгляд в прошлое, мы увидим, что у кавказских народов была чрезвычайно развита традиция куначества (гостеприимства). Не было такого дома на Кавказе, где не было бы кунацкой комнаты. В ней, несмотря на материальное положение семьи, была самая лучшая обстановка. И дань уважения кунаку — одна из характерных положительных черт кавказской ментальности. Не зря аксакалы говорили: «Куда не приходит гость, туда не приходит берекет». По традиции, в первые дни гостя не принято было расспрашивать о том, кто он, откуда и даже какой он национальности. Гость жил в доме на правах почетного члена семьи. Защита жизни и здоровья гостя, а также его имущества возлагалась на хозяина дома.
Но и этот чудесный обычай претерпел изменения в Израиле. Можно ли представить себе, чтобы в Израиле незваный гость пришел без предупреждения? Скорее всего его примут весьма прохладно.
Если устраивается семейный ужин по случаю празднования дня рождения или чего-либо иного, стол будет ломиться от всевозможных угощений: разносолов, блюд кавказской кухни, выпечки (пахлава и торты) и т.д.
Работая над статьей о ментальности, в поисковике я нашла следующее: термин «менталитет» происходит от латинского слова mens, значение которого переводится как ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. Менталитет — совокупность специфического склада ума, чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире, о себе, верования, мнения, предрассудки, присущие индивиду или определенной социальной общности.
Менталитет в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми. Понятие «менталитет» близко по значению к таким терминам, как мировоззрение, национальный характер, картина мира, однако оно не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью. Национальный характер выступает как форма выражения ментальности народа. Он образует духовную атмосферу, которая царит в обществе и обнаруживает себя в образцах мышления и поведения, задаваемых культурой, в нормативах, ценностных ориентациях и продуктах культурного развития. Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира, которая является результатом восприятия и видения окружающей человека действительности.
Как считают многие уроженцы кавказских регионов, горцы обладают «особым менталитетом», однако, перечисляя его отличительные черты, по сути единодушно повторяют характеристики традиционного общества (как я отметила выше): детям с раннего возраста прививается уважение к родителям, к старшим. Они неоспоримо должны прислушиваться к мнению старших — это считалось законом. Кавказское общество построено на чувстве сопереживания, что присуще и горско-еврейскому народу: недопустимо прийти в гости с пустыми руками, обязательно оказывать помощь незнакомому человеку в случайной беде и многое другое.
Выходцам с Кавказа присуще веселиться от души на торжествах, не скрывать слез и чувств на похоронах, смело, несмотря ни на что, защищать своих родных и близких.
К минусам кавказской ментальности следует отнести, вероятно, некоторую вспыльчивость, повышенную эмоциональность и неприятие критики.
Но все зависит, конечно же, от воспитания и среды, в которой находится, человек.
Стыдно признаться, что мне порой приходится выслушивать от некоторых представителей нашей общины такие фразы: мол, я стесняюсь относить себя к кавказским евреям. Таким людям свойственно выделять только плохое и негативное, что есть в нашем народе. Можно подумать, что мы хуже других. Слава Всевышнему, за годы после репатриации мы стали ватиками (т.е. старожилами, так называют тех, кто прожил в Израиле более 15 лет), интегрировались в израильское общество и можем с уверенностью называть себя израильтянами.
Жители Израиля относятся по своей ментальности к народам Ближнего Востока. Как известно, на Востоке народ шумный и темпераментный, со своей необыкновенной ментальностью. Если говорить о кавказской ментальности, можно найти массу сходных черт с сефардскими евреями.
Но самое главное для человека, не забывая о принадлежности к своей этнообщине, оставаться всегда порядочным человеком. И, конечно же, ментальность здесь совершенно не причем…