| Юрий Каннер
Юрий Каннер

К вопросу о Собиборе

Кстати, к вопросу о Собиборе. Для нас концлагерь Собибор - это и его бывший узник Алексей Ангелович Вайцен. Он был последним жившим в России участником героического восстания в этом лагере, одним из тех, кому 14 октября 1943 года удалось совершить оттуда легендарный побег.
Вайцен попал в Собибор вместе с другими военнопленными, активно помогал Печерскому разрабатывать план восстания. Позднее за подвиги на фронте был награжден медалью «За отвагу» и орденом «Красной Звезды». После войны участвовал в разоблачении нацистских преступников, в том числе судимого в Германии Ивана Демьянюка.
В последние годы Алексей Ангелович тяжело болел. Российский еврейский конгресс и фонд «Джойнт» помогали ему, чем могли. Не стало его в январе 2015-го, на 93-м году жизни.
Помню, когда я навещал его в Рязани, заговорил с ним на идише. А он в ответ заплакал.
Могли ли Вайцен и другие выжившие узники этого лагеря представить себе, что вокруг будущего музея в Собиборе возникнет такой громкий спор?
Впрочем, серьезный уровень диалога по этой теме обнадеживает, что музей в Собиборе все-таки будет создан. И создадут его на долгие годы, а значит, есть надежда, что со временем Россия присоединится к этому проекту. Ведь есть пример такого сотрудничества - музей в Освенциме.
(Фото: архив РЕК, декабрь 2010 года)

Источник: Facebook
Похожие статьи