В Израиле нет никакого закона, запрещающего движение частного транспорта в Судный день. И никому в голову не приходит бороться за право ездить в Йом Кипур. Потому что на этот счет существует общественный договор. Но если ультраортодоксы вздумают принять соответствующий закон насчет транспорта в Судный день, я буду бороться против него со страстью. Если бы война за субботу не была частью политической игры, вполне можно было бы прийти к консенсусу и по вопросу общественного транспорта в субботу.
Странная история происходит у нас в Израиле. Святая суббота, чья святость высечена на скрижалях, полученных Моисеем на горе Синай, и которая, казалось бы, должна быть безусловным консенсусом для всех евреев, на самом деле является предметом азартных споров евреев с… евреями.
Суббота, по замыслу Всевышнего (если он, конечно, есть!) должна была быть днем умиротворения, покоя, размышления о прекрасном и высоком… Вместо этого в Израиле этот день стал поводом для национального раздрая, вечных склок между религиозными и светскими, бурных демонстраций с криками «Шабес! Шабес!» и швырянием камней и даже причиной коалиционных кризисов. Я не знаю, что сказал бы Бог, если бы умел говорить на современном иврите, и кого бы он наказал: ультраортодоксов — за извращение его божественного замысла шабата, или светских — за нарушение заповедей. Во всяком случае, пока гром и молнии нас не испепелили. Пресловутый «статус-кво», о котором вдохновенно говорят и светские, и религиозные, у нас давно уже не «кво».
Я как старожил в Израиле помню, как в начале 90-х годов движение автобусов в субботу начиналось в четыре часа дня даже в долгие летние дни. И никого не смущало это бесспорное нарушение шаббата. Это уже потом стали считать звезды на небе для возобновления движения общественного транспорта после шабатнего отдыха.
А вот пример сдвига проклятого «кво» в другую сторону: государственное телевидение в те времена начинало передачи в субботу в четыре часа пополудни (хотя в пятницу работало допоздна). Сегодня оно работает весь шаббат. И ни Дери, ни Лицман не требуют от корпорации «Кан», а также от прочих телеканалов, чтобы те не нарушали святость субботы.
О чем это говорит? Лишь о том, что суббота, при всем к ней уважении, и при всем еврейском характере государства, не является уж таким железобетонным столпом статус-кво, который невозможно сдвинуть или обойти.
У меня есть страшное подозрение, что наши склоки о шаббате — это вопрос не религии, и не еврейской традиции, а, исключительно, политики.
Взять, хотя бы, злобу сегодняшнего дня (причем злобу — в прямом смысле этого слова): закон о торговле в шаббат. Я довольно много путешествовал по Европе. И вот что я заметил там. В частности, — в Германии, где непримиримой борьбы за свободу между светским и религиозным населением, в отличие от Израиля, в последние полвека вроде бы не наблюдалось. Однако, вот незадача: в воскресенье все магазины, супермаркеты, торговые сети – и продуктовые, и промтоварные – там закрыты. Мало того, абсурд воскресного отдыха доходит до того, что офис информации для туристов в воскресенье – самый богатый на туристов день! – закрыт. У них тоже выходной. Кафе и рестораны, разумеется, работают, но магазины – ни-ни… Я, честно говоря, не знаю, существуют ли на этот счет писаные законы, предусматривающие суровые наказания для нарушителей, или просто это традиция или некий неписаный общественный договор. Но соблюдается это неукоснительно, без всяких инспекторов, выписывающих штрафы, и пламенных публицистов и политиков, сражающихся за открытые магазины по воскресеньям. И особых неудобств немцы, насколько я понял, от этого не испытывают. Они предусмотрительно делают закупки накануне, и не тратят воскресный день на шопинг, предпочитая ему другие занятия. Кстати, я и в Израиле не чувствую особой потребности в субботнем шопинге. А если, не дай бог, обнаружу, что дома нет молока или водки, то их всегда можно купить в круглосуточном магазине на ближайшей автозаправке. Но мне категорически не нравится, когда это запрещают законодательно! Я уверен, что если бы не было такого религиозного давления, подавляющее большинство магазинов в шабат все равно не работало бы!
Так, в Израиле нет никакого закона, запрещающего движение частного транспорта в Судный день. И никому просто в голову не приходит бороться за право ездить в Йом Кипур. Потому что на этот счет существует общественный договор. Но если ультраортодоксы вздумают принять соответствующий закон насчет транспорта в Судный день, я буду бороться против него со всей присущей мне страстью.
Если бы война за субботу не была частью политической игры, и религиозные партии не мерились бы со светскими тем, чем мальчики меряются в детских садах, вполне можно было бы прийти к консенсусу (опять это умное слово) и по вопросу общественного транспорта в субботу. Я уверен, что Бог бы простил евреям, и на стал уничтожать их как Содом и Гоморру, если бы в субботу ходил по сокращенному графику общественный транспорт, как это происходит в День Независимости. В конце концов, не обрушил он огонь и серу на Хайфу, где общественный транспорт в шаббат работает.
…Есть довольно длинный анекдот, цитату из которого я хотел бы привести. «Раввин собрал народ и говорит: «Евреи, через три дня начнется всемирный потоп. У нас есть три дня, чтобы научиться жить под водой». Наш народ отличает замечательная способность к адаптации к изменяющимся условиям жизни. Когда еврейские мудрецы, толкуя Тору, вводили правила соблюдения шаббата, не было ни автомобилей, ни электричества. Соблюдать шаббат было, в принципе, не очень обременительно. Сегодня, когда мир изменился, и огромная часть евреев лично не соблюдает шаббат, вводить суровые шаббатние ограничения в общественной жизни, касающейся всех, а не только религиозных, представляется, по меньшей мере, спорным. И разумным кажется предложение передать вопросы работы в субботу общественного транспорта и торговых точек в городах в ведение их муниципалитетов. У ревнителей субботы никто не отнимет священного права ходить в этот день пешком и воздержаться от использования денег. Работать в этот день будут только те, чьи религиозные чувства это не заденет, ввиду отсутствия таковых. А утверждения, что субботний общественный транспорт и торговля пивом в святой для евреев день приведет к гибели государства Израиль как еврейского, кажутся мне, мягко говоря, сильно преувеличенными. Оно не станет менее еврейским, но зато будет более демократическим.
Источник: «РеЛевант»