Ниспровергатель устоев и разрушитель мифов, исполняющий ныне обязанности американского президента, раскрыл одну из самых страшных тайн современности. Он сообщил миру, что Иерусалим – столица Израиля. Тайна, которую мировые лидеры десятилетиями скрывали от самих себя и от своих народов, внезапно стала достоянием гласности и самой обсуждаемой темой на мировой скамеечке.
Лига арабских государств, ООН и Европарламент созвали экстренные совещания, чтобы что-нибудь заявить по этому поводу. Государственные и общественные организации одна за другой озвучили свое отношение к этой проблеме. Российские власти официально отделались вялым ворчанием, но тайком дали отмашку подручным СМИ, которые теперь с утра до вечера врут о конце света, наступившем в Израиле после выступления Трампа. Последовательней всех, как обычно, высказался президент Турции Реджеп Эрдоган, которого так возмутило заявление президента США, что он пригрозил разорвать отношения… с Израилем.
Этот логический кульбит очень точно иллюстрирует не только интеллектуальную самобытность турецкого президента, но и роль Израиля в мировой политике – что бы где ни случилось, виноват в этом всегда Израиль.
Между тем, главная особенность этой проблемы заключается в том, что проблемы не существует. Иерусалим был столицей государства Израиль с момента его основания в 1948 году. До этого он был столицей Израиля больше 1000 лет – с момента его завоевания библейским царем Давидом в Х веке до н.э. Даже когда еврейское государство было уничтожено римлянами, Иерусалим продолжал оставаться его столицей в народном сознании – на протяжении многих столетий ежедневные молитвы разбросанных по миру евреев заканчивались словами: «В будущем году в Иерусалиме». А один из Псалмов, почитаемых и иудеями и христианами всего мира, гласит: «Пусть отсохнет моя правая рука, пусть прилипнет язык мой к гортани, если забуду тебя, Иерусалим».
Возможно, традиционная смелость президента Турции объясняется тем, что он мусульманин, но другие мировые политики предпочли отделаться уклончивыми заявлениями о приверженности праву палестинского народа на собственное государство со столицей в соседнем государстве.
Помимо необузданности Трампа, реализации этого принципа, возможно, будут препятствовать и другие обстоятельства. Например, то, что население арабских кварталов израильской столицы, именуемых «Восточный Иерусалим», вовсе не торопится расставаться с израильскими паспортами. Население этих кварталов, примыкающих к Старому городу с северо-востока, пользуется всеми социальными и муниципальными благами израильской столицы, свободно перемещается по всему городу, учится в иерусалимском университете и колледжах, работает и лечится в столичных больницах, торгует на рынке «Маханэ Иегуда» и в многочисленных лавках овощами, кипами и ювелирными изделиями. Объединение Иерусалима после победы Израиля в Шестидневной войне в 1967 году пошло на благо всему населению города, и арабы зачастую понимают это лучше евреев.
Не всем известно, что на мунициальных выборах иерусалимские арабы, как правило, поддерживают кандидата в мэры от национально-патриотических партий, очень опасаясь инициатив левого лагеря, которые могут толкнуть их в объятия коррумпированной и ненасытной палестинской администрации.
Сегодня в Иерусалиме израильские силы безопасности профессионально обеспечивают доступ к святым для трех религий местам, расположенным в Старом городе, не позволяя экстремистам трех религий использовать святыни в качестве декораций для своих кровавых спектаклей. Постоянно подвергающиеся нападениям французские и немецкие синагоги, турецкие, египетские, пакистанские мечети могут только позавидовать уровню безопасности в иерусалимских.
Возможно, эта зависть и является глубоко скрытой причиной нынешней бури в стакане воды, т.к. заявление Трампа только привлекает никому не нужное внимание к относительному благополучию в израильской столице. Часть которой кому-то очень хочется оттяпать во имя принципов цивилизованного общества, навязывающего всем эти принципы без учета реальности.
Реальность же эта состоит в том, что столица будущего Палестинского государства размещается в нескольких километрах от Иерусалима, в арабском городе Рамалла. Именно сюда, в отлично отстроенный правительственный комплекс Муката, прибывают высокопоставленные зарубежные делегации, чтобы обсудить с президентом Абу Мазеном, как это принципиально важно разместить пару-тройку второстепенных офисов под боком у ненавистных соседей и оттуда вопить на весь мир о страданиях палестинского народа.
Так что пусть прилипнет язык к гортани у того, кто посмеет открыто выступить против общепринятой лжи. Пусть отсохнет его правая рука, если вспомнит тебя, Иерусалим.
Марк Галесник, иерусалимец с 1990 годаИсточник: «Мнения»