Президент Трамп выполнил свое обещание и распорядился вдвое сократить денежную помощь палестинским арабам. Ситуация парадоксальная: палестинцы от всей души ненавидят американцев, клянут их на все лады, желают американцам сгореть в аду, жгут американские флаги, но живут на американские — и европейские - деньги.
Я в первый раз побывал на территории Палестинской автономии вместе с нашим министром иностранных дел. Это был еще Игорь Сергеевич Иванов, выдающийся дипломат, один из лучших министров. Он встречался с главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом. Бросилось в глава, что он очень плохо выглядит. Видно было, что Арафат болен. У него тряслись губы и руки.
Но другое произвело на меня впечатление. Город Рамалла, штаб-квартира Палестинской национальной автономии, находится всего в нескольких минутах езды от Иерусалима. Но ты переезжаешь разделительную линию и оказываешься в другом мире.
В Израиле возделывается каждый клочок земли, а это пустыня, не очень пригодная для успешного хозяйствования земля, и видно, столько туда вложили сил, прежде чем получили урожай. А рядом, в Палестинской автономии ощущение заброшенности, какого-то равнодушия к земле, нежелания ее возделывать. При этом на улицах множество праздно шатающихся людей.
Как все произошло? Давайте разбираться.
Государство палестинских арабов должно было появиться еще в мае 1948 года – в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины между евреями и арабами. Палестинские евреи воспользовались шансом, которого они ждали две тысячи лет, и Израиль существует вот уже 70 лет. Кто помешал палестинским арабам?
Принято считать, что израильтяне не позволили палестинцам создать свое государство и захватили их земли. В реальности появившийся на свет Израиль не претендовал ни на один лишний квадратный метр земли сверх того, что было обозначено решением ООН. Но палестинские арабы вовсе не собирались основывать свое государство! Это даже не обсуждалось. Ничего не было сделано для провозглашения арабского государства.
Арабские властители вообще не признавали существование арабского народа Палестины. Даже много позже президент Сирии Хафез Асад говорил председателю ООП Ясиру Арафату:
- Вы представляете Палестину не больше, чем мы. Нет никакого палестинского народа и никакой палестинской общности, а есть только Сирия. Вы неотделимая часть сирийского народа, а Палестина – неотделимая часть Сирии...
Вместо того, чтобы создавать государство палестинских арабов, соседние арабские властители попытались в мае 1948 года уничтожить государство палестинских евреев. Проиграв войну, удовлетворились тем, что поделили земли, на которых ООН предлагала создать государство палестинских арабов. Сектор Газа получил Египет, Западный берег реки Иордан достался Иордании. Египет и Иордания управляли этими землями два десятилетия (!) до шестидневной войны 1967 года, но им и в голову не пришло передать эти территории палестинцам, чтобы они сами собой управляли.
Во время первой арабо-израильской войны сотни тысяч арабов покинули родные места – они надеялись, что евреев быстро уничтожат и можно будет вернуться. Так появилась проблема палестинских беженцев.
Кстати, в ту пору советские руководители не видели ничего ужасного в происшедшем. Документы советского министерства иностранных дел рассекречены, их можно прочитать. Евреи тоже вынуждены были бежать из арабских стран – это около девятисот тысяч человек. Они нашли спасение в Израиле и начали новую жизнь. Советские дипломаты считали, что не пожелавшие оставаться в Израиле арабы обоснуются в соседних арабских странах. Советские дипломаты были прекрасно осведомлены, зачем арабские страны ставят вопрос о возвращении беженцев. Советская миссия в Ливане 14 апреля 1949 года докладывала в Москву:
"Арабские страны настаивают на возвращении всех арабских беженцев не потому, что их негде разместить в остальных арабских странах или же в арабской части Палестины, а потому, что они хотят иметь на территории еврейского государства своего рода пятую колонну, которая в случае возобновления военных действий в последующем сможет оказать серьезную поддержку арабскому наступлению".
По тем же соображениям арабские политики ничем не помогали палестинским беженцам. 4 декабря 1955 года советский посол в Египте сообщал в Москву:
"Египетское правительство не заинтересовано в разрешении палестинской проблемы и не желает вести переговоры с Израилем ввиду того, что существующая напряженность на Ближнем Востоке, вызываемая палестинской проблемой, содействует тому, что арабские государства в основном поддерживают политику Египта".
Еще в 1959 году генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд предложил переселить беженцев из лагерей. Арабские страны запротестовали, и генсек ООН вынужден был отказаться от своей идеи.
Многие арабские страны - Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак - заработали на нефти огромные деньги. На эти нефтедоллары вполне можно было устроить судьбу палестинских беженцев. Но палестинцев десятилетиями держат палестинцев в лагерях и не разрешают им устраиваться в своих странах.
Есть две причины: жадность арабских властителей и циничный расчет. Арабскому миру палестинцы нужны неустроенными и ненавидящими весь мир. Поколения за поколением арабские руководители, как могли, мешали созданию независимого палестинского государства. Палестинцев лишают всего ради того, чтобы поддерживать накал антиизраильской борьбы. Палестинских боевиков превратили в дворовых псов, которых амбициозные арабские властители спускают на ненавистного соседа.
Израиль вызывает в арабском мире особую ненависть еще и потому, что соседство с ним рождает комплекс неполноценности. Маленькое государство, лишенное ресурсов, обеспечило достойную жизнь своим гражданам. А арабские государства не могут!
Палестинская автономия состоит из двух разделенных частей. Они не любят друга. Когда руководители ХАМАС брали власть в секторе Газа, они забивали своих политических противников до смерти, приканчивали раненых – палестинцы убивали палестинцев с невероятной жестокостью. Палестинские боевики убили значительно больше арабов, чем израильтян…
В Израиле фантастический технологический бум, а рядом, в секторе Газа, нищенствуют. Палестинская автономия живет на деньги США и Европейского Союза. И еще арабские страны и Иран подбрасывают деньги на террор. Доход небольшой, но надежный. Нет нужды развивать экономику, жить самостоятельно.
Что мешает? Накал накопившейся ненависти. Ее десятилетиями воспитывают в арабских детях, которым втолковывают, что Израиль не имеет права на существование и вся Палестина должна принадлежать арабам. На школьных географических картах нет Израиля, израильские города имеют арабские названия. Палестинских детей учат бросать камни в израильских солдат в надежде, что кто-то выстрелит в ответ и это станет поводом для новой волны ненависти.
Может быть, если США перестанут финансировать палестинских арабов, которые их ненавидят, это подтолкнет палестинцев к осознанию реальности и поиску конструктивны решений? Если успокоиться и признать реальность – существование соседнего еврейского государства, то договоренность о территориальном размежевании, статусе Иерусалима и других практических вопросах возможна.
Конечно, исторические ошибки исправлять крайне трудно. В 1948 году палестинские арабы легко могли создать свое государство. А полвека спустя возникает множество сложнейших вопросов. Как быть с Иерусалимом, на который претендуют и евреи, и арабы?
Никита Михалков когда-то просто обосновал право России на Курильские острова:
- Это наш военный трофей.
Израильтяне так вопрос не ставят. Но вернуться к границам 1967 года едва ли удастся – слишком многое изменилось на этом клочке земли за четыре с половиной десятилетия. Тем не менее компромисс возможен на базе обмена территориями.Источник: История Леонида Млечина