| Евгений Левин
Евгений Левин

Dura lex

Многоуважаемый efpod сделал то, что должны были сделать многочисленные СМИ разных стран, будь они действительно "средствами информации" - опубликовал перевод польского закона, из-закоторого всех колбасит. Так что теперь и мы, грешные, можем сметь свое суждение иметь.

1. Вопреки многочисленным утверждениях, в законе не говорится о о причастности поляков к массовому уничтожению евреев в годы Второй мировой войны. Речь идет исключительно о Polish nation и Polish State, т.е. о коллективной ответственности. И в этом смысле поляки, ИМХО, совершенно правы. Польское государство (т.е. находившееся в Лондоне правительство в изгнании) к геноциду очевидным образом непричастно. Квислингов и Петенов в Польше не оказалось, польских подразделений (даже взводов!) в нацистских вооруженных силах не было, и т.д.

2. При этом среди поляков, естественно, были люди хорошие и разные. Большинство выживало. Кто-то спасал евреев. Кто-то, наоборот, убивал или выдавал немцам. Последних,безусловно, хватало. Однако, сколько бы их ни было, в силу сказанного выше речь идет исключительно о преступлениях отдельных лиц. Говорить в этом случае о "национальной" ответственности - все равно, что говорить о национальной ответственности за подвиги - ну, раз мы про Польшу, то пусть будет Якуба Бермана и его соплеменников по Министерству общественной безопасности. Мы этого хотим?

3. Некоторые аргументы противников закона - чистой воды бумеранг. Вот, к примеру, один уважаемый раввин пишет, что поляки, де, заталкивали евреев в вагоны. Прям неудобно напоминать человеку, который, на минуточку, руководит Яд Вашемом, что облавами и отправкой евреев довольно часто занимались - юденраты и еврейская полиция. И что мы из этого учим? Что евреи ответственны за Холокост? По логике р. Лау получается, что да.

Что там еще сказал уважаемый раввин? "Среди польского народа было немало пособников нацистов". Были, бесспорно. И среди евреев тоже. "Польский народ должен задуматься, как случилось, что немцы посчитали нужным разместить все лагеря смерти исключительно на их земле". Почему об этом должны задуматься поляки, их что, кто-то спрашивал? И т.д.

4. Высказывают опасения, что новый закон может быть использован для борьбы с исследованиями и обсуждениями, неприятными для поляков. Исключить этого, безусловно, нельзя, и если это произойдет, то будет весьма прискорбно. Но в законе этого нет.

5. Все это не означает, что речь идет о хорошем правильном законе. Нет, ИМХО, это плохой закон - во-первых, из-за соблазнов, упомянутых веше, а во-вторых и в главных - как и любые другие попытки диктовать, что можно, а что нельзя думать и говорить о прошлом. Однако поляки в данном случае - не первые и даже не вторые. А кто был первым, мы, увы, очень хорошо помним.
Так чтом чем кумушек считать-трудиться...

6. И да, на всякий случай. Про антисемитизм второй Речи Посполитой (и государства, и общества) аз, многогрешный, в разумных пределах знаю: погромы, бойкот, еврейские скамьи, вот это все. Просто речь сейчас не об этом.

Источник: LiveJournal

Похожие статьи