Какова вероятность того, что расследования дел, так или иначе связанных с Биньямином Нетаньяху, приведут к досрочным выборам? У политических обозревателей нет на этот счет однозначного мнения. И тем не менее вероятность "скоропостижных выборов" рассматривается как незначительная.
Причина? Она проста – никто, включая главу Еш атид, в выборах пока по-настоящему не заинтересован.
Политическую ситуацию в стране в пятничных, 23 февраля, выпусках центральных газет и итоговых передачах телевидения препарировали все ведущие аналитики и эксперты. В чем они сходились единодушно – так это в том, что ситуация на самом деле малопредсказуемая и способная привести к любым сюрпризам. Однако по поводу того, каковыми именно могут быть эти сюрпризы, единства мнений нет.
Как выясняется, роль госсвидетеля Шломо Фильбера не столь однозначная, как казалось прежде. Если еще несколько дней назад, когда бывший приближенный главы правительства подписал сделку, позволяющую ему из ключевых подозреваемого по делу "Безека" превратиться в ключевого свидетеля, в прессе дружно рекомендовали Нетаньяху "сушить сухари", то теперь оценки стали более сдержанными. Более того, появились сообщения, что Фильбер вовсе не спешит "топить" Нетаньяху, а полученная от него информация не дает большего компромата, чем тот, который "слил "прежний госсвидетей Ари Харо.
И Нетаньяху, с чем согласны все политические обозреватели, не намерен сдаваться без боя, подавать в отставку или пытаться заключить сделку с прокуратурой. Опросы общественного мнения показывают, что он по-прежнему популярен, и это не может не портить настроения его конкурентам. Прежде всего – Беннету, который не прочь возглавить правый лагерь в случае отставки Нетаньяху.
Опросы также показывают, что результаты досрочных выборов не приведут к серьезным подвижкам в позициях политических лагерей. Правые опять выиграют, левые и центристы останутся при своих. Ави Габай и Яир Лапид перераспределят между собой мандаты, но формировать правительство будет все тот же Нетаньяху. Потому что ни Габай, ни Лапид собрать коалицию не смогут.
И тогда встанет вопрос, кого возьмет к себе Нетаньяху, какие портфели раздаст? Сделает Беннета министром обороны вместо Либермана? Вернет Либермана в МИД, а Каца – на сельское хозяйство?
А если формировать правительство будет не Нетаньяху, а кто-то другой из Ликуда, каковы у него варианты для маневра? Те же самые Беннет, Либерман и Кахлон. Те же самые религиозные. С небольшими изменениями в перераспределении министерских портфелей.
Нетаньяху прекрасно осведомлен, что никто из партнеров не пойдет против в него в лобовую. По крайней мере до тех пор, пока юридический советник правительства не скажет своего слова по делам, открытым против премьера. Даже те, кому давно мечтается о кресле главы правительства, не станут атаковать Нетаньяху раньше, помятуя его удивительные возможности выкарабкиваться из кризисных ситуаций. Поспешить – равносильно политическому самоубийству. Но если слишком осторожничать, есть немалый риск того, что обойдут политические соперники.
Ситуация, в которой оказались недруги Нетаньяху, ничуть не проще, чем у самого премьера. И тут много будет решать позиционная борьба.
Что может привести к падению правительства во главе Нетаньяху? Два фактора. Первый – драматическое развитие дел, открытых против него. Второй – "переворот" в коалиции и собственной партии, когда партнеры дружно начнут топить своего лидера. Ни по одному из этих пунктов пока Нетаньяху не проигрывает. А значит, серьезно говорить о досрочных выборах особых причин нет.
Есть тому и косвенные подтверждения. Минстру финансов Моше Кахлону (Кулану) пока нечего предъявить своим избирателям: до драматического падения цен на жилищном рынке еще дальше, чем до обвинительного заключения в отношении Нетаньяху.
Авигдор Либерман (НДИ) не заинтересован в выборах, потому что полностью поглощен работой в своем министерстве: ситуация в области безопасности такова, что не оставляет времени на политические игры.
Нафтали Беннет (Еврейский дом) предпочитает разыграть свои козыри наверняка. Он не станет топить Нетаниягу по крайней мере до тех пор, пока точно не определиться с шансами. А они зависят не от него.
Шумиха в прессе случалась и прежде. Но она оказывает влияние на политические процессы лишь опосредованно. У политиков – собственные расчеты. И уж кто-кто, а они понимают, насколько опасно оказаться на пути у Нетаниягу.
Источник: «Вести»