| Йоси Вертер
Йоси Вертер

Либерман — могильщик коалиции

Несколько недель назад один депутат от «Ликуда» оказался в канцелярии Нетаньяху по вопросу, связанному с его профессиональной сферой. Между делом у них завязалась беседа.

–  Если кто и может развалить коалицию, – сказал Нетаньяху с наивностью Мессии – так это Либерман, из-за закона о мобилизации.

– То есть как? – удивился депутат. – Либерман? Наш Либерман? Развалит и потеряет Министерство обороны, которое ему дорого как зеница ока? Кто ему гарантирует, что он туда вернется?

– Это не имеет никакого отношения к делу, – объяснил Нетаньяху. – Имеет значение только, что Ивет об этом думает, и то, что, по его мнению, поможет ему с его электоратом. Из-за мобилизации он может все развалить.

Биби, рассказал его собеседник, впервые дал ему понять, что ключ к существованию коалиции – в руках министра обороны. Он – слабое звено. Или сильное. Зависит от того, как посмотреть.

Эта беседа в канцелярии главы правительства состоялась вскоре после окончания кризиса с «законом о супермаркетах». Тогда Либерман приказал своей фракции голосовать против закона, что почти  развалило правительство. Нетаньяху был удивлен настойчивостью Либермана, который был готов идти до конца вплоть до того, что отказался на взаимозачет своего депутата с больным министром ШАС.

Нетаньяху посмотрел по ТВ, как министр обороны приехал с охранниками в Ашдод, в субботу в магазин «Тив таам», где купил сыр, и сделал из этого вывод, что председатель НДИ предвидит досрочные выборы.

Для того, кто стоит во главе партии, чьи избиратели, в основном, новые репатрианты из СНГ, светские люди, которые служат в армии, – объяснил Нетаньяху своему собеседнику – конфликт с ультраортодоксами на почве религии и государства пойдет только на пользу.

Достаточно было увидеть пуримский видеоролик Либермана, который сидел в своем кабинете в Министерстве обороны переодетый в ультраортодоксального солдата с Торой в руках, и молился, чтобы Яакова Лицмана призвали в спецназ генштаба, а Моше Гафни – в морские коммандос, чтобы понять, что анализ Нетаньяху верен. Либерман рвется в бой с ультраортодоксами по вопросу призыва в армию. Он смеется над ними и бросает им вызов.

Ночью 1 марта, после встречи Нетаньяху с руководителями ультраортодоксальных партий, было решено создать коалиционную группу во главе с министрами Яривом Левином и Зеэвом Элькиным – пожарными главы правительства.

Но в конце минувшей недели огонь по-прежнему полыхал вовсю. Разрыв в позициях сторон кажется чересчур большим и глубоким, чтобы можно было найти искомый компромисс. Как жалуются в «Ликуде», «эту кашу заварили не депутаты, а раввины, прежде всего гурский ребе. Это он сводит с ума всю политическую систему».

Весь этот балаган, который осложняется все больше, вполне в духе Пурима, эдакая комедия ошибок и заблуждений: ультраортодоксы требуют принять основной закон: изучение Торы столь близкой их сердцу (который также можно назвать «законом о массовом уклонении от службы в армии») еще до начала весенних парламентских каникул, потому что они опасаются, что в мае кнессет уже будет распущен – из-за уголовных дел Нетаньяху. Поэтому они обусловили принятие госбюджета 15 марта утверждением закона об освобождении от армии за неделю до этого.

Министр финансов Моше Кахлон («Кулану») не хочет и слышать об отсрочке голосования по госбюджету на май по той же причине: запах выборов. Каждая из сторон говорит о другой: они приведут к выборам. У них, что, есть правительство получше? А поезд дураков несется на полной скорости прямо в стену. О Либермане мы уже сказали: он показал им дулю. А Нафтали Беннет смотрит на все это со стороны.

Всю политическую систему занимает только один вопрос: заинтересован ли Нетаньяху в досрочных выборах сейчас,  то есть весной? Казалось бы, развал коалиции из-за призыва в армию служит интересам всех сторон: ультраортодоксов, Либермана и «Ликуда», который из-за нависшей угрозы Яира Лапида не может себе позволить еще одной капитуляции после «закона о супермаркетах» и субботних работ на железной дороге.

Нетаньяху, погрязшего в своих расследованиях, это определенно устроит. Предвыборная кампания до обвинительного заключения станет последней, в которой он может победить – по крайней мере, по опросам. Если коалиционный канат порвется из-за свары вокруг призыва в армию, его никто не заподозорит в том, что он потащит всю страну на выборы из-за своих сугубо личных интересов и расчетов.

Источник: Детали
Похожие статьи