Международный скандал, вызванный польским «законом о Катастрофе», и последовавший за ним кризис в польско-израильских отношениях дают возможность пересмотреть поездки израильских школьников в Польшу. Они начались после падения СССР, когда израильтянам было разрешено выезжать в Польшу. До этого дипломатических отношений между двумя странами не существовало, и обладатели израильского паспорта вряд ли могли посетить Польшу. Идея была понятной и правильной: собрать учеников старших классов непосредственно в той стране, где нацистская Германия создала концлагеря.
Мало кто помнит, что раньше не было подобных молодежных поездок. Десятки лет в школах преподавалась история Катастрофы, но поездки в концлагеря в Германии не проводились. Одна из причин этого заключалась в том, что многие израильтяне, особенно пережившие Катастрофу, не желали посещать Германию («Ноги моей не будет на этой нечистой земле»). Путешествие в Польшу – в Освенцим, Майданек или Треблинку – позволяло проиллюстрировать ужасы Катастрофы без посещения Германии.
Как это иногда бывает, последствия были парадоксальными и неожиданными. Конечно, все участники поездок в Польшу слушали лекции, которые представляли политику уничтожения, как нацистскую идеологию и ее реализацию Третьим рейхом в оккупированной Польше. Но есть разница между лекцией и присутствием в таком ужасном месте, как Освенцим. Таким образом, эти массовые поездки запечатлелись в сознании, как «поездки в Польшу», а не как «поездки в немецкие лагеря уничтожения».
В сознании десятков тысяч молодых израильтян Катастрофа непреднамеренно начала ассоциироваться с Польшей даже больше, чем с нацистской Германией. Были также случаи, когда израильтяне, вернувшиеся из Польши, говорили, например, о восстании в Варшавском гетто, как о части борьбы с поляками (гетто было в Варшаве, не так ли?). До Катастрофы в Польше существовал антисемитизм, и во время войны многие поляки выдавали евреев немцам. Эти факты способствовали размыванию различий между систематической политикой истребления евреев нацистской Германией и сотрудничеством польских граждан с немецкой машиной убийства.
Кроме того, многие из молодых израильтян, приехавших в Польшу, не знали, что отличает Польшу периода Второй мировой войны от других государств: Польша – единственная европейская страна, которая была полностью разрушена нацистской Германией. Ее институты – политические, военные, академические и образовательные – были уничтожены, а территория – превращена в немецкую оккупационную зону. Немцы даже стерли имя Польши (оккупационная зона называлась «генерал-губернаторством»), а штабом немецкого губернатора стал Краков, а не Варшава.
Во всех других европейских странах – во Франции, в Венгрии, в Румынии или в Голландии – существовала местная администрация, которая следовала указаниям немецких властей. Только в Польше немцы уничтожили три миллиона нееврейских граждан – в дополнение к трем миллионам евреев. Нацистская идеология определяла поляков, как и всех славян, низшей расой.
Пришло время изменить характер поездок израильской молодежи в места, связанные с Катастрофой. Путешествие в Германию должно начаться с посещений таких концлагерей, как Берген-Бельзен и Бухенвальд. Необходимо объяснить школьникам, что нацистская политика развивалась поэтапно: до начала войны десятки тысяч граждан Германии – евреи, социалисты, коммунисты, гомосексуалисты – были заключены в тюрьмы и в концлагеря в Германии; затем были лишены гражданства и всех прав немецкие евреи, их имущество было конфисковано, их эмиграция поощрялась. С завоеванием Польши начался процесс создания еврейских гетто, появились концлагеря, в которых были заключены евреи и поляки. Лагеря уничтожения, как главная часть «окончательного решения еврейского вопроса», появились после вторжения Германии в Советский Союз.
Только после посещения концлагерей в Германии можно продолжить путешествие в Польшу и лагеря уничтожения на ее территории: так будет представлена нацистская политика в ее надлежащем историческом и хронологическом контексте; не только восстание в Варшавском гетто, но и польское восстание в Варшаве.
Роль польских граждан, которые выдавали евреев немцам, не следует игнорировать, но и тысячи поляков, которые спасали и прятали евреев, рискуя собственной жизнью, были признаны «Яд Вашем» «праведниками народов мира». Убийство шести миллионов евреев нацистской Германией было уникальным и ужасным событием в европейской истории, но оно не происходило в вакууме и было частью тоталитарной политики, основанной на нацистской расистской идеологии.
При всей обоснованности критики польского законодательства, обусловленной националистическими тенденциями, которые сейчас ощущаются в политической системе Польши и иногда сопровождаются антисемитизмом, важно, чтобы израильская молодежь понимала основную причину Катастрофы: она была результатом политики Германии. Были те, кто сотрудничал с ней – как правительства, так и отдельные лица. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль недвусмысленно заявил, что ответственность за Катастрофу лежит только на Германии. Нам не следует забывать об этом, и израильская образовательная система не должна вводить школьников в заблуждение даже непреднамеренно. Исторический факт – это ответственность Германии.