В первые годы большой алии кавказские евреи, придерживавшиеся своих вековых традиций, вызывали некоторое смущение у израильтян. И это неслучайно: пышные похороны по обычаям малой родины выглядели в Израиле немного необычными. Странно было наблюдать, как собирались отдельно мужчины и женщины, слышать душераздирающий плач «гириё» и видеть хлебосольный поминальный стол в первые семь дней и в другие даты («хофты, чуле и сал»).
Но со временем стало заметно, как евреи, выходцы с Кавказа, слегка изменили традиции проведения поминальных дней. По всей вероятности, наши люди стали осознавать, что проведение поминальных дней по старой традиции весьма обременительно для семьи усопшего.
Как факт, больно смотреть на стариков, которые из своей скудной пенсии отдают деньги на «черный день». В отличие от репатриантов-ашкеназов и коренных израильтян, они не стремятся украсить свою старость походами в театр и поездками по стране или за рубеж. Вся их жизнь будто направлена на единственную цель: чтобы их с достоинством проводили в последний путь и устроили пышные похороны, а на «чуле» установили добротный мраморный памятник с фотографией (ещё одна нееврейская привычка).
Одна моя знакомая поведала историю своей матери, которая заблаговременно купила себе место для захоронения рядом со своим покойным сыном, на севере страны, хотя проживает в центре. И плюс ко всему, не доверяя своим детям, на накопленные деньги она заказала сама себе дорогой мраморный памятник. Хотя, следует отметить, что в центре страны, место погребения на кладбище стоит баснословно дорого: от 20 тысяч шекелей.
В городах компактного проживания кавказских евреев в Израиле стало привычным делом объявлять в день похорон, что поминки усопшему не будут отмечать положенные семь дней, а будут сидеть «шиву» всего три дня. Видимо, исходя из того, что в Израиле работающим людям при потере близкого человека, дается лишь три дня отпуска.
В прошлом у кавказских евреев было принято собирать деньги на похороны со стороны знакомых и родственников для малоимущих семей. И это делалось безвозмездно — как дань уважения и сочувствия к этой семье. В Израиле же местные, приходя на соболезнование, приносят сладости — печеные изделия и соки. И сидят чаще всего не на полу, устланном ковром, а на стульях. И все же таких пышных поминок, какие организуют выходцы с Кавказа, я не наблюдала у других этнических групп евреев. В последние годы вошло в привычку отмечать дни «чуле» или «сал» в ресторанах или домах торжеств. И чем зажиточнее семья, тем и столы богаче в этот поминальный день…
Смерть — одно из загадочных явлений человечества. Нет бессмертных людей, у каждого свой срок на этой земле. Но думать об этом при жизни совсем не хочется. Просыпаясь по утрам, мы совершенно не задумываемся о том, что каждый наш новый день — как первый день оставшейся нашей жизни. Само слово «смерть» с латыни переводится как «мера жизни». Как говорится — каждому отмерено свое…
Просыпаясь по утрам, верующие евреи произносят одну из важных молитв, «Моде Ани». Смысл, которой заключается в том, чтобы поблагодарить Всевышнего за подаренный нам день.