Неожиданно для себя израильское правительство, которому не угрожало практически ничего, кроме привлечения премьер-министра к суду за коррупцию и взяточничество, оказалось на пороге досрочных выборов и прошаталось на этом опасном рубеже целый день.
Но причиной правительственного кризиса стало вовсе не полицейское расследование против главы правительства. Полиция как-то притихла после того, как в прямом эфире 10-го канала ИТВ была показана переписка следователя с судьей, в которой первый давал второй указания по поводу подследственного Нетаниягу. После этого незапланированного слива расследование коррупции премьера пришлось немного притормозить.
Угрозой действующему правительству стал Закон о призыве, инициированный религиозными партиями и категорически отвергнутый партией «Наш дом Израиль» и ее лидером, министром обороны Авигдором Либерманом. Главной особенностью этой бессовестной парламентской манипуляции ШАСа и Со было то, что дезертирство приравнивалось к военной службе и религиозные бездельники уравнивались в правах со своими светскими сверстниками, отдавшими 2-3 года жизни защите Отечества.
Изумленные граждане Израиле уже с нетерпением ждали, когда ученикам йешив начнут присваивать офицерские звания, награждать их почетными знаками за героическое неучастие в боевых операциях и назначать военные пенсии. Но очень скоро выяснилось, что первая редакция законопроекта была ничем иным, как уловкой восточного базара: зарядить покупателю заведомо неприемлемую цену, чтобы потом спуститься на удобные для торговца позиции, осчастливив простака щедрой уступкой.
Так случилось и в данном случае. Отказавшись от героической составляющей в изучении Торы, религиозные торговцы согласились на призыв 3800 ортодоксальных юношей под грешные знамена. Аж 3800! Учитывая общее количество религиозной общины Израиля, насчитывающей более 400 000 работоспособных получателей разнообразных пособий, вклад этой прослойки в обороноспособность родины трудно недооценить.
Но министр обороны Авигдор Либерман не поддался на компромисс и заявил, что фракция НДИ не будет голосовать за этот базарный трюк. Что для партии и самого министра равнозначно увольнению. Для русскоязычного электората, голосующего за НДИ, эта позиция лидера очень важна – выходцы из стран СНГ настроены патриотически и готовы делом доказывать верность новой родине – мальчики и девочки из «русских» семей сегодня составляют цвет ЦАХАЛа.
В воздухе запахло выборами. В отместку за непринятие их «Закона о призыве» религиозные партии пригрозили завалить голосование за госбюджет, что повлечет за собой множество тяжких для экономики Израиля последствий. Все надежды коалиционных партий, не заинтересованных в досрочных выборах, сосредоточились на том, что Нетаниягу, как обычно, найдет компромиссное решение и выведет правительственный корабль из непредвиденного шторма.
И вот тут-то выяснилось, что главный, кто заинтересован в развале правительства и досрочных выборах, это именно глава правительства Биньямин Нетаниягу. Это могло бы стать его маленькой местью партнерам по кнессету, равнодушно наблюдавшим за травлей своего лидера, развернутой израильскими СМИ и полицией. И если бы выборы действительно состоялись, многие их этих партнеров вряд ли увидели бы вожделенные парламентские кресла, высокие депутатские зарплаты, внимание прессы и возможности рассуждать о компромиссе, мирном существовании и взаимном уважении различных групп израильского общества.
Так что кризис долго не продлился. ШАСовские стратеги поджали хвост, точнее, отступили на заранее заготовленные позиции, их союзники в «Ликуде» и в «Еврейском доме» сделали вид, что даже не участвовали в позорной кампании шантажа. Самую же кампанию отложили до будущих кризисов, когда можно будет покрепче взять главу правительства за горло и во весь голос потребовать признать дезертиров героями.
Источник: «Мнения»