Победное шоу Биньямина Нетаниягу в Кнессете сразу после коалиционного кризиса не было убедительным. Да, в этот раз он посмеялся над партией «Сионистский лагерь», которая боялась возможности ранних выборов, однако никто не знает, как карта ляжет в будущем.
Для Нетаниягу идеальное время для выборов – июнь после празднования 70-летнего юбилея основания Израиля и после переноса американского посольства в Иерусалим, но до того, как генеральный прокурор примет решение — предъявлять ему обвинения по делам о коррупции, или нет. Для него лучше идти на выборы в качестве подозреваемого, жертвы “утечек” полиции, а не тогда, когда носящий кипу генеральный прокурор, которого он сам назначал, привлечет его к суду.
Но это окно возможностей теперь закрыто – и не потому, что Нетаниягу этого хотел, а потому, что его партнеры были достаточно мудры и в последнюю минуту объединились против него. С того момента, как министр обороны Авигдор Либерман помог сорвать операцию, все было кончено (и это снимает с Либермана подозрение в том, что он подыгрывал Нетаниягу в стремлении к выборам). Рулевое колесо забрали из рук премьера.
События последних трех дней были чреваты взлетами и падениями. Один министр отлично высказался на эту тему: «Впервые в Израиле премьер-министр хочет распустить Кнессет, а его партнеры вместе с оппозицией упорно работают, чтобы предотвратить это».
Пальму первенства в этом получают министр образования Нафтали Беннет и министр юстиции Айелет Шакед, «Байт Иегуди» и министр внутренних дел Арье Дери («Шас»). В течение 72 часов они сформировали объединенный фронт против июньских выборов.
К фронту присоединилось большинство партий Кнессета, за исключением двух: «Еш Атид» Яира Лапида, который надеялся на выборы, и левая партия «Мерец», которая с большой вероятностью проснулась теперь под новым руководством Тамар Зандберг, и для нее опросы общественного мнения предсказывают семь-девять из 120 мест в Кнессете.
Беннет, Шакед и Дери работали вместе. Кроме того, наблюдалось трогательное сотрудничество за кулисами между «Сионистским лагерем» и «Байт Иегуди» , «Объединенным списком» и НДИ, ну и всеми остальными . Вывод: июньские выборы, на которые Нетаниягу положил глаз, не состоятся. А когда они состоятся? Может быть после сентябрьских праздников, может быть в октябре, после того, как генеральный прокурор Авихай Мендельблит решит, предъявлять Нетаниягу обвинение, или нет.
Заместитель министра здравоохранения, представитель ультраортодоксальной партии и раввин Яков Лицман привел своих коллег на край пропасти. Но он капитулировал. Политик, считавшийся самым хитрым и уравновешенным в Кнессете, вдруг понял, что ультиматум, который он поставил перед Нетаниягу, закончится выборами, и они дадут светскому, центристскому Лапиду 25 мест в Кнессете.
Либерман смог выйти из этой мрачной истории без синяков, за исключением травмы, которую он, безусловно, испытал от опроса израильской телевизионной новостной корпорации — опроса, который предсказал его протеже Орли Леви-Абекасис пять мандатов для новой партии, в отличие от предсказанных НДИ — четырех. Министр Софа Ландвер (НДИ) полностью использовала свои 15 минут славы, проголосовав против одиозного законопроекта, и не подверглась санкциям. Так же поступил министр финансов Моше Кахлон из партии «Кулану», он настаивал на том, чтобы бюджет 2019 года был принят перед Песахом , и он получит то, что хочет.
Во вторник, как только премьер-министр понял ситуацию, он тут же изобразил изящное отступление и вышел из этого приключения с высоко поднятой головой. План коалиционных партий действительно обеспечивает стабильность и спокойствие, и минных полей вроде бы не будет, по крайней мере, до следующего года.
В обычных обстоятельствах Нетаниягу, конечно, было бы что отпраздновать, но выборы через год — и это для него плохая новость. Давайте подождем его следующего шага. Он обязательно будет.
Источник: «Релевант»