Нет такой семьи, в которой бы не хранились как родовые реликвии черно-белые фото из прошлого. Фотографии, на которых запечатлены лица молодых предков — как мимолетное воспоминание из прошлого. История фотографии не насчитывает и двух столетий, но следует признать, что это одно из величайших открытий человечества.
Однако неоспорим факт, что в наше время, постепенно стирается традиция собирать в альбом любительские фотографии. На смену семейным пришли виртуальные альбомы, коими заполнены странички социальных сетей. Возникает вопрос: оставим ли мы нашим потомкам любительские фотографии в семейных альбомах, как оставили их нам наши предки?
В моем рабочем компьютере свыше полутысячи фотографий с разных мероприятий. У меня рука не поднимается, чтобы стереть эти фотографии, ведь, удалив их, я могу стереть часть истории нашего народа.
Радует тот факт, что ещё сохранилась традиция заказывать фотоальбомы на торжества. Эти фотографии, с нарядными женихами, невестами, детьми, отмечающими бар- и бат-мицвы, а также миниатюрные магнитные фотографии — пожалуй, единственное, что мы оставим своим детям и внукам. А остальные же, что сделаны с помощью мобильных телефонов, едва ли удастся оставить после себя. Они могут исчезнуть вместе вышедшим из строя телефоном или же будут удалены для очищения карты памяти.
Интригующе и заманчиво действуют на людей черно-белые фотографии. По ним можно определить, к какому сословию относились люди, а по выражению лица даже вычислить их настроение и характер. Действительно, черно-белые снимки обладают какой-то необъяснимой таинственностью и присущей только им атмосферой.
Глядя на фотографии наших предков, приходишь к выводу: что евреи Кавказа мало чем отличались в прошлом по внешнему облику от соседних народов. Та же черкеска, служившая обычной одеждой мужчин, а на женщинах платья танцовщиц национального кавказского танца. Если же женщина принадлежала к знатной и состоятельной семье, аксессуары к её платью дополняли массивные золотые серьги, цепочки, кольца и непременно дорогой усыпанный драгоценными камнями ажурный пояс.
Цветные фотографии стали появляться в начале 1960-х. В основном это были фотографии, сделанные фотоаппаратом не очень хорошего качества, соответственно, и фото были не очень яркими. Огромной популярностью в начале прошлого столетия пользовались фотоателье. Поначалу они предназначались для богатых семей, но уже после революции стали доступны и простым советским гражданам.
С детских лет мне хорошо запомнились портреты моих молодых дедушек и бабушек, нарисованные художником. Я часто вглядывалась в портрет дедушки Йосеф-Сиина, пытаясь воссоздать его образ: солдата, не вернувшегося с войны к молодой супруге с маленькими детьми — моей бабушке Шунамит.
Если провести параллель между черно-белой и цветной фотографией, то разница в них заключается не только в том, что на одной фотографии присутствуют разные цвета, а на другой их минимальное количество. В монохромных снимках суть вещей раскрывается глубже, на самом интересном и важном концентрируется внимание. На черно-белой фотографии хорошо видно формы и линии, большой акцент делается на ритмике, светотени и структуре. И на первом месте здесь личные впечатления, эмоции, а также особый взгляд фотографа на окружающее пространство.
Само слово «фотография» в переводе с греческого языка означает: «фото – свет», «граф – рисую, пишу», т.е. рисование светом. Однако следует заметить, что светопись была открыта не сразу и не одним человеком, в это изобретение вложен труд ученых многих поколений. Издавна люди стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.
С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Также принцип работы камеры-обскуры описывал в своих трудах и Леонардо да Винчи.
В иудаизме запрещено изображение человека, но, несмотря на это в доме каждого религиозного еврея стены украшены фотопортретами праведников и известных раввинов, а также ушедших в мир иной родственников. Фотография имеет способность приоткрыть таинственную завесу прошлого. И спасибо нашим предкам, что оставили после себя как некое наследство в семейных альбомах пожелтевшие черно-белые снимки.