| Амос Харель
Амос Харель

Дурные новости для Ирана, хорошие —для Израиля

Назначение Джона Болтона советником президента США по национальной безопасности было воспринято в израильской системе обороны достаточно трезво, без криков восторга, охватившего политиков. Степень влияния человека, назначенного на высокий пост в нынешней администрации, все еще остается под вопросом. Беспрецедентная скорость смены людей вокруг Трампа в большинстве случаев помешала высокопоставленным чиновникам наложить свой отпечаток до того, как им сообщили, – в «Твиттере» или более традиционным способом – что президент отказывается от их услуг.

Деятельность правительства, где многие места еще не заняты, отличалась до сих пор путаницей, импровизациями и отсутствием долгосрочного планирования. И, тем не менее, вступление на пост Болтона и Помпео вместо Макмастера и Тиллерсона может означать сильнейшие перемены. Не только потому, что первые двое считаются «ястребами», но и потому, что, по крайней мере, Болтон считается в Израиле человеком дела, способным доводить свои идеи до исполнения.

С точки зрения системы обороны, назначение Болтона заостряет предположение, что Трамп собирается выйти из ядерного соглашения с Ираном 12-го мая. По оценке разведки, представленной политическому руководству, иранцы находятся сейчас под самым сильным прессингом с того времени, как в 2015 году было подписано венское соглашение. Это происходит из-за совпадения разных обстоятельств. Одно из них – воинственный характер Трампа, в отличие от его предшественника Обамы, делавшего все, чтобы сохранить соглашение, которое он считал вершиной своей внешней политики.

В дополнение к этому, иранская экономика находится в плачевном состоянии, не отвечая тем ожиданиям, которые Тегеран возлагал на снятие санкций; духовный вождь Хаменаи стар и болен; конфликт между президентом Рухани и «Стражами исламской революции» становится все острее ( и частично связан со спорами о масштабах финансирования режима Асада, «Хизбаллы» и повстанцев-хуситов в Йемене), а массовые демонстрации по всей стране в начале этого года показали растущее недовольство народа.

В такой ситуации израильские разведывательные органы видят возможность, позволяющую добиться от Ирана уступок в возобновленных переговорах о ядерном соглашении и в других сферах, где он действует, на фоне его внутренних проблем. Может быть, этого удастся добиться с помощью угроз восстановления экономических санкций, а то и с помощью размахивания американской военной мощью. Надо полагать, именно к этому подталкивает Трампа глава правительства Нетаниягу на их встречах.

Израиль надеется не только на исправление венского соглашения, позволяющего иранцам вернуться к ядерным разработкам по окончании его срока действия и не гарантирующего никакого действенного контроля. Параллельно Израиль верит, что можно добиться отдаления иранских и проиранских сил от сирийской границы, ограничения иранской ракетной программы и сокращения военной помощи «Хизбалле». Но, как всегда, ахиллесовой пятой этих ожиданий остается все та же администрация, чьи «ястребы» подмигивают Израилю.

До сих пор президент и его люди проявили полную неспособность долгосрочного планирования. Даже если предположить, что ужесточение американской позиции по отношению к Ирану обещает Израилю стратегическое преимушество (и это – спорное предположение), до сих пор неясно, каковы практические способности правительства Трампа, и может ли оно достичь поставленной цели без того, чтобы ввергнуть весь регион в пучину войны.

Источник: Детали

Похожие статьи