| Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Такие разные евреи

«Я рассыплю свой народ среди иноверцев, чтобы они стали благом для единоверцев…»

Если пройтись по улицам центральных городов Израиля, вглядываясь в лица прохожих, можно отметить характерную черту израильтян: разнообразие антропологических типов. Соответственно возникает вопрос: Почему евреи настолько разные?

Думаю, что ответ на этот вопрос кроется в истории становления и развития еврейского народа за четыре тысячи лет изгнания. Проявляется также связь с другими народами, среди которых жили евреи, с их религиями и культурами.

В течение веков в диаспоре сложились многочисленные группы евреев со своими культурными и языковыми особенностями. Многие из них и по сей день говорят на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.

Еврейский народ можно разделить на шесть основных этнических групп:

- Европейские евреи;

- Кавказские евреи — горские и грузинские;

- Крымские евреи — крымчаки;

- Евреи Северной Африки, Передней и Средней Азии;

- Евреи других африканских стран (эфиопские и чернокожие);

- Евреи Индии и Восточной Азии.  

И соответственно можно подразделить их на подгруппы, т.е. соотнести по тем регионам, в которых они проживали. Среди перечисленных этнических групп евреев следует выделить две основные:

- Ашкеназы, или европейские, германские евреи;

- Сефарды – ближневосточные и испанские евреи. К израильтянам-сефардам причисляют также  выходцев из Марокко, Ирака, Йемена, Туниса, Ирана и т.д. Отдельно часто выделяют бухарских, горских, йеменских, марокканских и даже индийских евреев. Представители этнических групп стараются сохранить свои традиции, язык и культуру, по правде сказать, именно их разнообразие и делает еврейский народ уникальным.

Безусловно, коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями: ТАНАХ, Талмуд, агадические, мистические, философские и галахические произведения средних веков, а также еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.     

Безусловно, географическое своеобразие еврейской истории имело формирующее влияние на культуру евреев. Возникнув на перекрестке древних цивилизаций в Палестине, еврейская культура развивалась в постоянном контакте с окружающими народами и в своей стране, и в изгнании. И как бы ни относились к евреям ныне другие народы, именно они оказали значительное влияние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций. Хотя и сами евреи не были изолированы от внешних влияний. По всей вероятности, составляя четко определённое меньшинство в среде других народов, евреи всегда вели плодотворный диалог с другими культурами, при этом всячески стремясь выявить и укрепить основы своей идентичности в рамках этого диалога.

Образ еврея, принятый за общий в карикатурных изданиях антисемитов: огромный нос с выпуклыми глазами, совершенно не подходит нынешнему образу израильтян.

Кого только здесь не встретишь… Достоверен факт, что Израиль в своем роде стал своеобразным «плавильным котлом», где смешались евреи различных диаспор. Они могут быть смуглыми или темнокожими, светлокожими, с разным разрезом и цветом глаз, носами, овалами лица и цветом волос. И глядя на малышей-сабр, детей из смешанных семей разных этнообщин, можно сказать, что у нас подрастает очень даже необычное и красивое молодое поколение израильтян.

Однако навешивание израильтянами ярлыков на евреев разных этнообщин порой бывает неприятным. Иногда, когда слышишь что-то негативное в адрес отдельно взятой общины, хочется возразить и ответить избитой фразой еврейских праведников: возлюби ближнего своего! Да мы разные, но мы один народ — израильтяне, и этим все сказано!

Похожие статьи