Много лозунгов типа «Боевые это самое лучшее, брат», «За мной в десант», «Моя Голани», «Лучшие – в авиацию» вошло в израильский культурный код и национальный этос. Призывы служить в боевых частях ЦАХАЛа, которые передаются эстафетой из поколения в поколение. Но, возможно, всего через несколько лет обнаружится, что наш национальный этос сильно изменился.
Новый израильский этос связывает армейскую службу с карьерой на гражданке – бизнесом и самым перспективным направлением – хайтеком. Например, служба в элитном разведывательном подразделении 8200 дает не боевую славу, а колоссальные знания в области бизнеса и хайтека.
Боевые традиции подразделения 8200 никому не известны, а вот о достижениях выпускников этого подразделения в области бизнеса и хайтека слагаются легенды. Так возникает новый израильский этос. Каждый новый «экзит», о котором пишут СМИ, способствует формированию нового этоса. Слава подразделения 8200 вовсе не боевая.
И, что поразительно, центральную роль в формировании нового этоса играет никто иной, как наш министр образования Нафтали Беннет. Человек с боевым прошлым с спецназе Генштаба и подразделении «Маглан». Большая часть его воображения сформирована реалиями армейской жизни, да и как политик, он, пожалуй, является самым большим милитаристом в правительстве. Казалось бы, пример Беннета должен способствовать сохранению старого этоса. Но в послужном списке Беннета есть большие успехи в области хайтека. Он в свое время основал компанию Cyota, которая в 2005 году была продана за 145 млн долларов. Так что, в последние годы он вполне успешно популяризирует другой этос – ему удалось добиться увеличения числа учеников, которые сдают экзамены на аттестат зрелости по математике на 5 единиц.
Беннет этим очень гордится, это его главное знамя, которым он размахивает по любому поводу. И действительно, данные Минпроса подтверждают: за последние 6 лет это число увеличилось на 18 тысяч человек. Беннету удалось приманить учеников перспективой личной выгоды. Выучишь математику на 5 единиц – тебя возьмут служить в 8200, а потом тебе гарантирована карьера и безбедная жизнь.
Этот нарратив не фокусируется на нуждах армии или израильской экономики, он отражает те изменения, которые произошли в израильском обществе за последние 30 лет после крушения идей коллективизма и роста индивидуализма, что проявилось, прежде всего, в карьеризме и стремлении к самореализации. И Беннет плывет по течению. Когда появилось исследование института Тауба о том, что уровень жизни тех, кто сдавал математику на 5 единиц, выше, чем у остальных, Беннет схватился за это обеими руками и устроил настоящий фестиваль в прессе. Когда он хочет показать практическую пользу глубоких знаний по математике, он говорит: «Это позволит мальчику из Димоны и девочке из Йерухама попасть в 8200».
Все это правильно. Но создаваемая Беннетом цепочка (математике – 8200 – старт-ап – экзит) весьма проблематична для ЦАХАЛа. Это более привлекательная и выгодная альтернатива службе в боевых частях. Конечно, каждое подразделение приносит свою пользу, но нигде больше не прочерчивается столь явная корыстная линия. Раз тебе все равно служить и отдавать несколько лет жизни армии, то делай это с максимальной пользой, приобретай знания в области информации и технологий, и ты окажешься на хорошей позиции в хайтеке.
В эфире радиостанции «Галей ЦАХАЛ» трудно пропустить ролики Фонда профориентации демобилизованных солдат. Их девиз – «Твой трамплин на гражданку». Выпускники 8200 и других элитных подразделений в профориентации не нуждаются. Перед входом на одну из этих элитных баз есть рекламные щиты. И вот, хайтековские компании стали рекламировать себя на этих щитах. Чтобы еще в армии эти ребята знали, что в этой компании они смогут найти себе высокооплачиваемую работу. Вы не увидите таких щитов перед входом на базу дивизии «Голани» или «Нахаль». И это новые реалии для нашей армии. И в последние годы мы видим небольшое снижение числа желающих служить в боевых частях. Не острая проблема пока, но тенденция прослеживается.
В ЦАХАЛе признают, что проблема существует, но она не так страшна, как ее рисуют. Ведь значение имеет не только спрос на службу в боевых подразделениях, но и что происходит во время службы. Так, например, процент солдат, покинувших по разным причинам боевые подразделения, постоянно снижается в последние годы. В 2017 году отмечался рост процента солдат, идущих на офицерские курсы. Число отказов от призыва в армию не растет. Это объясняется тем, что ЦАХАЛ ведет постоянную борьбу против снижения мотивации к воинской службе и роста интереса к «хайтековским» подразделениям за счет боевых.
Это изменения, продиктованные техническим прогрессом. Два десятилетия назад тех, кто служил не в боевых частях, называли обидным словом «джобник». Сегодня это боец сайбер-подразделения. И эта дифференциальность отражает состояние на рынке труда, как израильском, так и мировом.
«Профессиональная армия» для многих звучит страшно. Эта модель отменяет обязательную воинскую службу, отменяет «армию народа». Туда идут только те, кто хочет. За рабочую силу армия должна будет конкурировать по зарплатам с частным рынком. С другой стороны, такая модель решила бы все проблемы со службой в армии ультраортодоксов.
Новый закон о призыве, который прошел в первом чтении, не продвинул вперед идею равенства всех в несении службы. Наоборот, он лишь закрепляет неравенство. ЦАХАЛ утверждает, что закон соответствует потребностям армии. Но всем понятно, что армия просто идет на цыпочках, чтобы не вызвать крупный политический скандал. Но с одной стороны освобождение от службы самого быстро растущего сектора общества, с другой – многообещающий элитный маршрут для отличников по математике, и точечные решения проблем для боевых подразделений, все это свидетельствует о том, что мы движемся в сторону профессиональной армии.Источник: Детали