Недавно я был в Израиле, выступал там в одной «русской» синагоге. Среди публики, состоявшей в основном из пожилых пенсионеров, обратил на себя внимание мужчина вполне активного возраста. Он молился со всеми, с интересом слушал мои песни, даже купил два моих диска, потом же обратился к раввину с вопросами, а я стал невольным свидетелем, а потом и участником этого разговора...
Короче говоря, «прихожанин» оказался лидером местной «мессианской» общины. Вот уж не знаю, зачем, но ему нужно было назойливо убеждать раввина в том, что Ешуа — еврейский мессия, предсказанный пророками в Танахе, ну и так далее… К чести раввина, он довольно подробно и логично пытался объяснить почему герой книг, которые неопрошеный собеседник называл не иначе, как «брит хадаша», не является Мошиахом. В свою очередь миссионер просто повторял много раз сказанные и опровергнутые доводы — его сила была не в логике, а в личной харизме, которая может подействовать на не сильно грамотных олим из бывшего СССР, обделённых на бывшей родине еврейским воспитанием, но никак не на раввина-хабадника…
Израиль – демократическая страна. Еврея, отказавшегося вне Израиля от веры отцов, то есть от завета Всевышнего с еврейским народом, еврейское государство не хочет принимать. Но в духовные искания своих граждан государство не вмешивается, с миссионерами в Израиле борются разные общественные организации. Впрочем, когда уговоры сменить религию сопряжены с подкупом или обещанием каких-либо благ, возможно и уголовное наказание.
Постепенно из разговора выяснилось, что гость синагоги по галахе не еврей, мама у него не еврейка. Раввин сразу успокоился.
— Если так, то ваша личная религиозная практика не вызывает у меня ни малейшего возражения, я только не хотел бы, чтобы вы вовлекали в свою «общину» тех, чьё место в синагоге. И знаете, мы можем договориться с вами о «бартере»: вы отправляете ко мне тех, на ком лежит обязанность исполнять мицвот, а я к вам тех, кому не могу помочь в их религиозных исканиях.
Но гость покинул синагогу, так и не договорившись с раввином. Я думаю, все, что ему нужно было — лишний раз поговорить о том, что Ешуа — еврейский мошиах, зачем — не понимаю, ведь хабадская синагога — самое неподходящее для этого место.
— Послушайте, — вмешался я в разговор, — давайте оставим в стороне богословие. Разве вы не знаете, что израильский «Закон о возвращении» лишает права на репатриацию еврея, перешедшего в другую религию? Тех, кому вы здесь морочите голову это уже не касается, но в принципе получается, что деятельность «мессианских евреев» направлена против алии – возвращения евреев в землю Израиля.
— В этот закон две недели назад внесена поправка: евреи, принявшие Ешуа, не лишаются права стать гражданами Израиля…
Он солгал, и вся его харизма в моих глазах как-то рассеялась.
Я живу в Калининграде. Когда-то это был немецкий город Кёнигсберг, и здесь была большая еврейская община. Как-то я листал в иерусалимской библиотеке «Кёнигсбергскую еврейскую общинную газету» и там в разделе объявлений о событиях в жизни были такие рубрики: брит-мила, бар-мицва, свадьба, погребение, «выход из еврейства». В России, к сожалению, проблема «выхода из еврейства» тоже существует. И если последователи о.Александра Меня просто удаляются от еврейства и от Израиля, то «мессианские», наряжаясь в кипу и талит, размахивая бело-голубым флагом, лгут, поскольку на деле отрывают евреев от их народа и их земли.
Но в последнее время мне приходилось сталкиваться с интересной ситуацией. Недавно в нашем городе была официально зарегистрирована «мессианская» община «Шалом», но называется она «Местная религиозная организация мессианских ХРИСТИАН мессианская община "ШАЛОМ" города Калининграда». И это честно. Насколько я знаю, евреев в этой общине нет. Это христианская религиозная группа, членам которой нравится использовать в своём ритуале какие-то иудейские атрибуты – носить кипу, трубить в шофар, говорить какие-то благословения на иврите.
Ну, и на здоровье! Нам, евреям, детей с ними не крестить.