Автор газеты “Гаарец”, бывший руководитель одного из отделов государственной прокуратуры, юрист Талия Сасон обрушивается с резкой критикой на министра юстиции Айелет Шакед, которая, по ее мнению, намеренно ослабляет судебную власть в Израиле, превращая его тем самым в своего рода банановую республику, где власть правящей верхушки ничем не ограничена.
Без малейших колебаний глава минюста Айелет Шакед в интервью радиостанции “Галей ЦАХАЛ” выступила с угрозами в адрес Верховного суда. Если суд посмеет отклонить закон о национальном характере государства, разразится война между двумя ветвями власти – судебной и законодательной. Угроза, поясняет Талия Сасон, выдвинута против двух групп населения. Первая группа – противники закона о национальном характере государства в израильском обществе. Даже не думайте о том, что закон может быть отклонен, говорит им Шакед, никакой БАГАЦ вам не поможет. Второй адресат послания главы минюста – непосредственно члены Верховного суда. Только посмейте сделать это, угрожает Шакед, против вас начнут войну сразу две вевти власти – законодательная и исполнительная. Война — не более или менее. Что такое война? Насилие, атака с целью уничтожения. Это и обещает судебной власти глава министерства юстиции.
Законодательная власть в кнессете находится под контролем правящей коалиции. Исполнительная власть – правительство Нетаниягу. Обе ветви могут лишить Верховный суд полномочий. Если не ликвидировать этот институт, то блокировать его со всех сторон. Депутаты кнессета могут с легкостью изменить систему назначения судей, правительство сможет ввести прямые политические назначения, как это произошло недавно в Польше. В соответствии с польской моделью правительство может представить это как “заботу о благополучии судей” и отправить их на пенсию не в 70 лет, как гласит закон, а в 65. Прямая угроза в адрес Верховного суда со стороны двух других ветвей власти призвана заставить высшую судебную инстанцию принять позицию министра юстиции – вообще не вмешиваться в содержание Основных законов.
Подобная позиция, отмечает Талия Сасон, лишена какого-либо юридического обоснования. Однако она полностью отвечает стратегии Шакед, которая стремится ввести новые правила, в соответствии с которыми суд фактически не имеет права вмешиваться в то, что решает кнессет. С точки зрения Шакед, кнессет вообще не должен подвергаться судебному контролю. Иными словами, политики могут делать все, что им заблагорассудится.
Политики – верховная власть в государстве, не подлежащая критике. Такой режим не является демократическим. Подобные государства называются “банановыми республиками”.
Источник: Курсор