Я готов побиться об заклад, что на весьма впечатляющей демонстрации друзской общины против закона о нацхарактере государства, состоявшейся на прошлой неделе в Тель-Авиве, не было ни одного экстремистски настроенного арабского депутата кнессета. Я также могу предположить, что в минувшую субботу вечером лишь немногие друзы приняли участие в демонстрации против закона о нацхарактере государства, организованной экстремистскими элементами арабской общины Израиля. Это еще один пример огромной дистанции, которая отделяет израильскую друзскую общину от экстремистских элементов из среды арабских граждан Израиля; тут важно подчеркнуть, что немалая часть арабских граждан Израиля оказались между этими двумя полюсами. Язык у них один – арабский, а отношение к Израилю — разное.
Друзская и черкесская общины связали свою судьбу с Израилем, который отчаянно боролся за существование в неравной схватке с силами коалиции арабских армий, вторгшихся в 1948 году в неоперившуюся страну. В 1956 году Давид Бен-Гурион принял решение об обязательной военной службе для друзов и черкесов, которые с тех пор служат в армии обороны Израиля. Многие из них достигли в ЦАХАЛе высших офицерских постов. В результате эти общины в значительной степени сблизились с израильской и западной культурами, стали интегральной частью израильского общества.
Произошло бы то же самое с израильской арабской общиной, реши в то время Бен-Гурион, что надлежит и их призывать на военную службу? С тех пор арабская молодежь – будь то мусульмане или христиане – освобождена от воинской повинности, хотя едва ли можно считать нормальным положение, при котором многие граждане Израиля не участвуют в защите своей страны.
Многие арабские юноши, принадлежащие в основном к христианской и бедуинской общинам, добровольно идут служить в ЦАХАЛ. Большинство арабских политиков их в этом не поддерживает, поскольку возражает против службы арабов в ЦАХАЛе по идеологическим причинам. Подобная позиция лишь усиливает разрыв между друзами и арабскими общинами.
На протяжении нескольких последних лет все большее число арабских юношей и девушек выказывает желание нести национальную службу. Похоже, что резкое противодействие, которое оказывают этой тенденции арабские политики, не оказало на арабскую молодежь существенного влияния. Возможно, мы движемся в правильном направлении, но для того, чтобы арабская молодежь включилась в защиту своей страны, потребуются программы, тщательно разработанные совместными усилиями правительства и армии.
Противодействие арабских политиков участию арабов в защите Израиля основано, в первую очередь, тем, что они хотят уничтожения Израиля, и потому они поддерживают силы, на это направленные. Сегодня это, прежде всего, аятоллы в Тегеране и террористические группировки. Иранцы — не арабы, и потому любой удар, который они нанесут по Израилю, затронет и евреев, и арабов. В чем же заключается логика тех израильских арабов, которые оказывают им поддержку? Разве что слепое желание видеть Израиль разрушенным.
Едва ли большинство арабских граждан Израиля разделяет подобные антиизраильские позиции. Это ясно по тому, как арабские граждане Израиля, используя возможности, которые им предоставляет система образования и экономика, интенсивно интегрируются в местную промышленность и жизнь общества. Большинство израильских арабских политиков, будь то исламисты, коммунисты или последователи Насера, выступают против этой интеграции. Это еще одна причина, по которой они выступают против того, чтобы арабская молодежь несла национальную службу.
Арабские политики, организовавшие субботнюю демонстрацию против закона о нацхарактере государства, осуждают позицию друзов, называя последних «коллаборционистами», но их шансы убедить их прекратить преданно служить Израилю равны нулю. Куда выше вероятность того, что все большее число израильских арабов решит последовать примеру друзов.
Источник: Детали