50 лет назад советские танки вошли в Чехословакию. Я помню этот день, этот кошмар и ужас. Вчерашний абитуриент и завтрашний студент, я достал где-то значок с флагом Чехословакии и носил его. Ощущение беды оставалось еще долго. Удивлялся и возмущался, что чехи практически не сопротивлялись. Как в 1938. Видимо таков их менталитет. Пассивная готовность к бесчестию. Но, как написал позднее в своем эссе профессор физики Ф. Яноух, нашелся один "политик, спасший честь Чехословакии". Им был Франтишек Кригель, единственный член пражского руководства, не подписавший так называемый "Московский протокол" – "программу выхода из кризисной ситуации".
Кригель родился в Станиславе (совр. Ивано-Франковск) в 1908. Не имевший из-за польского антисемитизма возможности поступить в университет во Львове, уехал в 1926 в Прагу учиться на медицинском факультете Карлова университета. Стал коммунистом, стал врачом. Воевал в Испании. Затем воевал в Китае. В 1945 вернулся в Прагу. Был зам. министра здравоохранения. Был снят во время антисемитских гонений начала 50-х.
Во время пражской весны – член руководства партии. Когда после ввода танков все руководство вывезли в Москву, Кригеля тоже доставили в СССР, но к переговорам не допустили, зная, что его нельзя сломать. Привезли его в Кремль только для подписания "протокола". Несмотря на давление и угрозы – отказался подписать. Один из всех. От некоторых из советских лидеров можно было услышать реплики типа: "Нам этот еврей будет приказывать?". Он не сдавался. Один из участников совещания вспоминал: "У него не было необходимости в последние минуты жизни все испортить поступком, идущим против его совести".
В 1969 его исключили из партии. Продолжали оказывать на него всяческое давление, писали гнусные антисемитские статьи в прессе. В 1977 один из чешских журналистов (интересно, что он говорил спустя 10 лет? Мол, время было такое?) заявил: "Франтишек Кригель повел себя как Иуда … В конце концов, он из того же рода".
Гордый чехословак, еврей, родившийся в Галиции, умер в 1979.
P.S. Вспомним и тех, кто вышел на Красную площадь через два дня после вторжения. Их было восемь, спасших честь России. Пятеро из них – евреи.
Источник: 9 канал