Одной из страшных вех в истории евреев Кавказа стал период первой половины XVIII века, когда Восточный Кавказ стал ареной соперничества между Ираном, Оттоманской Портой и Россией. По видимому из-за того, что в 1730-х гг. позиции России в Восточном Закавказье ослабла, на этот же период, с приходом в Иране к власти Надир-шаха, в кавказском регионе возобновилась военная активность персов против Османской империи. Персидская армия проводила массовые карательные операции против тех правителей, которые симпатизировали суннитской Турции. Войска Надир-шаха полностью разорили города Ширван, Шемаху и Дербент. Кубинское ханство практически утратила свою независимость, и перешло под власть Персии.
Именно с походов Надир-шаха в истории горских евреев начинается период религиозных гонений и насильственного обращения в ислам, закончившийся только с победой русских войск над Шамилем. Карательные отряды только за два года, за период 1733-1735 гг. вырезали основное еврейское население Кавказа, огнем и мечом насаждая ислам. Были полностью уничтожены евреи поселений Кулгат, Кала-Черах, Кусары в Азербайджане, а в Дагестане: селений Ахты, Джалган и Кайтага. Перед погромом каратели объявляли евреям: незамедлительно принять магометанство и если же кто-то откажется — будет зарезан, как скот. Евреи, которые были не готовы к исполнению этого приказа, выбирали, как всегда, спасительное решение — бегство, перебираясь в высокогорные селения Кавказа. Видимо, исходя из этого, и получили они впоследствии этноним «горские евреи».
Кто знает, предки, каких из горских народов Кавказа сменили свою иудейскую веру на ислам. По всей вероятности, их потомки не особо и пытаются исследовать эту тему. Погромы постоянно сопровождали евреев на протяжении двух тысячелетий изгнания. Однако жаль, что потомки тех, кому пришлось насильно принять ислам, совершенно не интересуются своими конями. Свидетельства жизни евреев в горах Кавказа до сих можно найти в виде шестиконечных звезд на фасадах нынешних мечетей, а также в виде сотен надгробных памятников евреев, которые когда-то, по воле судьбы, переселились в эти края.
Жестокость воинов Надир-шаха вызвала на Восточном Кавказе ряд восстаний. Однако все они были подавлены — как иранскими военачальниками, так и их ставленниками — местными ханами. Так, когда в 1752 г. восстание против уцмия Кайтага было безжалостно подавлено, примерно 800 еврейских семейств были вынуждены бежать в Засулакскую Кумыкию, находившуюся под контролем России. Так на Северном Кавказе стали появляться первые поселения горских евреев.
О мусульманах, предков которых воины Надир-шаха принудили принять ислам, писали практически все исследователи, изучавшие историю евреев Кавказа. В частности, когда в 1840 г. Авраам Фиркович побывал в селении Джалган, он записал рассказы его жителей о том, что их предки были евреями. Чему свидетельствовало сохранение ими еврейских традиций, но выполняющихся тайно: зажжение шаббатных свечей, обрезание мальчиков на восьмой день и т.д.
Эту тему также изучал известный горско-еврейский этнограф Илья Анисимов. Он отмечал, что во многих местах Дагестанской области и Бакинской губернии сохранились развалины еврейских поселений, могил, следы оросительных каналов и многое другое. Даже до сих пор местное население именует прежними названиями этих мест: Еврейский холм «Чуфут-Тебэ», Еврейская могила «Чуфут-Кабур», а также: Карабдакент, Чуфут-Катта, Дерей – Катта, Курдеван, Кулкат, Гяур – Кала «Крепость неверных», Дих-Шолум, Кардаши, Дих-Хахлой, Дих-Урмен и др.
Особенно, интересны зафиксированные случаи в этих семьях и их трепетное отношение к святым книгам на древнееврейском языке. Как реликвии они передавали их из поколения в поколение. По этому поводу писал и Б.В. Миллер в своей исторической работе «Таты, их расселение и говоры» (1928 г.): «Жители с. Ахты (Кюринского округа, на Самуре) до сих пор сохраняют воспоминания о том, что их предки были евреями. Сообщают, что и поныне там проживают мусульмане, зажигающие в пятницу вечером свечи. В здании мечети на камне выбита дата на древнееврейском языке о времени её основании. В этой мечети и до сих пор храниться один экземпляр Свитка Торы, другой же Свиток хранился в доме у местного богача…»
Следы еврейских поселений можно найти и на севере Дагестана, в Аварии. Среди местного населения и до сих пор, ходит немало преданий о том, что в разных селениях жили евреи. Хотя по самому названию этой народности «аварцы» можно предположить из ивритского слова «авар - перешел» об их связи с еврейским народом. По утверждению же кубинских евреев, множество мусульманских селений, населенных ныне мусульманами, были прежде тоже еврейскими. Не менее 25 селений, расположенных от Баба-Дага в направлении города Кубы, в былые времена держались Моисеева Закона.
По рассказам светлой памяти моего отца Александра Рафаилова, мне известно, что в послевоенные годы представители горско-еврейской общины Дербента предпринимали попытку выкупа святых еврейских реликвий у семей мусульман. Он и сам не раз принимал участие в этом и входил в состав делегации вместе со своим братом Рафаилом по кличке Тарзан. Но, увы, все было тщетно, сколько бы они ни ездили по селам Дагестана, ни одна семья не решалась расстаться со своей семейной реликвией. Они как один твердили о наказе своих предков: мол, в будущем придет Мессия и они обязательно вернутся…