Биньямин Нетаниягу сидит в резиденции на улице Бальфура или в кабинете виллы в Кейсарии и раскуривает сигару. Он взвешивает варианты, анализирует политические карты и продумывает политическую стратегию. Когда удобнее всего объявить о новых выборах? Когда это лучше всего будет соответствовать его интересам? Когда это сильнее всего ударит по его политическим противникам? Стоит ли предпочесть блиц-выборы — 90-100 дней или же наоборот — стремиться к долгой предвыборной борьбе, около пяти месяцев? Длинная предвыборная кампания — хорошо ли это для Ликуда или нет? Может ли, скажем, тот же Бени Ганц выиграть в результате любого из принятых решений? И, понятное дело, прежде всего он размышляет о продолжающихся расследованиях по его делам и предстоящих решениях юридического советника правительства по делам 1000, 2000 и 4000.
В его распоряжении был целый месяц, начиная с Рош ха-Шана и до этой недели, для раздумий над всеми этими проблемами. Все, кто говорил с ним в последнее время, уверены, что он примет окончательное решение в ближайшие десять дней, до открытия зимней сессии кнессета 15 октября. Максимум, до завершения первой парламентской недели.
Нетаниягу не обязан самостоятельно принимать это решение. В начале будущей недели состоится заседание Совета мудрецов Торы «Агудат Исраэль». Мудрецы должны будут принять окончательное решение по поводу закона о всеобщем призыве. Их представитель в кнессете и правительстве — замминистра здравоохранения Яаков Лицман. Среди всех коалиционных партнеров он был до сих пор самым последовательным противником досрочных выборов. Раз за разом он повторял с абсолютной уверенностью, как будто услышал об этом прямиком от Всевышнего, что это правительство доработает до победного конца и до последнего звонка — до ноября 2019 года.
Теперь его тон изменился. Оптимизм и надежда покинули Лицмана. В приватных беседах он высказывает предположения, что выборы пройдут в первом квартале следующего года. То есть, кнессет 20-го созыва будет распущен в течении ближайшего месяца. Престарелые раввины не готовы согласиться даже на подобие компромисса по вопросу призыва. ШАС, которая проявляет большую покладистость по этому вопросу, они считают предателями.
Всегда существует возможность того, что в последнюю минуту раввины опомнятся и смягчат свою неприступную позицию в обмен на обещание внести изменения в текст законопроекта, предложенного министерством обороны. Министр обороны Авигдор Либерман скажет в ответ свое весомое “нет”. У него тоже есть избиратели, и сейчас не время портить себе образ и превращаться в тряпку. Мяч снова вернется на поле раввинов из Совета мудрецов. В ту минуту, когда он примет свое окончательное решение, крышка, прикрывающая скороварку политической системы, улетит в небеса подобно ракете с-300, запущенной с особо нервной российской установки.
Есть человек, беседовавший с Нетаниягу не так давно. Они говорили в спокойной обстановке и обсуждали все различные политические варианты. Оба пришли к одинаковому выводу: нет смысла задерживать с решением и тянуть время. Это правительство может разлагаться долго, болезненно и это будет совершенно бесполезным. Они согласились в том, что зимняя сессия кнессета, если не будет сокращена и завершится сразу после своего открытия, в любом случае будет проходить под тенью предстоящих выборов. А это обещает очередной взрыв депутатского популизма, безумные законы, требующие финансирования, и общую атмосферу в стиле “после нас хоть потоп”.
Коалиционные партнеры окончательно слетят с катушек. Беннет потребует срочно построить 700 единиц жилья в поселении, название которого никому ничего не говорит. Дери попытается закрыть все, что движется и дышит по субботам. Лицман устроит вселенский скандал по поводу работ на железной дороге в конце недели. Либерман еще больше усилит свою антирелигиозную риторику. Традиционные перепалки с Беннетом на заседаниях кабинета еще чего доброго перерастут в рукоприкладство. «Кому нужна эта головная боль? — спросил собеседник главу правительства. — Когда ты собираешь прикрыть лавочку?» — поинтересовался он. “К чему спешить? — ответил Нетаниягу. — Пусть кто-нибудь другой сделает всю грязную работу”.
Источник: Детали