Среди судьбоносных вопросов, стоящих перед Израилем, от эскалации напряженности на севере и на юге до неискоренимой дороговизны жизни, глава правительства Биньямин Нетаниягу думает о том, ускорить или не ускорить выборы в кнессет. Судя по статье политкомментатора газеты «Макор ришон» Амита Сегаля, страдания юного Вертера – ничто перед терзаниями пожилого Нетаниягу.
Как ни странно это прозвучит, но при отсутствии на поле сильного соперника и сильной оппозиции Биньямин Нетаниягу, тем не менее, терзается вполне обоснованно, понимая, что досрочные выборы – это обоюдоострый меч. Казалось бы, он их наверняка выиграет и, если сейчас провести опрос общественного мнения, отрыв Нетаниягу от соперников (к тому же ушедших в подполье) будет очень велик. Но в том-то и штука, считает Сегаль, что уголовные дела Биньямина Нетаниягу, к которым теперь прибавилось уголовное дело его жены, требуют от него не просто выиграть очередные выборы, а одержать сокрушительную победу. Сок – ру – ши – тель – ную!
На данную минуту Нетаниягу играет в свою любимую игру «кошки-мышки» с ультраортодоксальными партнерами по коалиции, которая уже давно идет вокруг закона о воинской обязанности. Кто первым поставит ультиматум и кто первым пробьет дыру в коалиционном «Титанике»?
Как пишет Сегаль, «Нетаниягу заострил дилемму. С его точки зрения, это правительсто либо доработает до конца своего срока через 13 месяцев, либо нужно немедленно объявлять выборы. Это значит распустить кнессет уже через две недели и назначить выборы на начало февраля, а то и конец января».
По состоянию на данный момент более перспективной представляется зима 2019 года, нежели осень. Но намного важнее времен года и ускорения выборов – ускорение следствия по делам Нетаниягу, которого продолжают допрашивать полицейские следователи в его иерусалимской резиденции. Их вопросы и расспросы тоже могут подействовать на решение Нетаниягу вовремя сойти с «Титаника».
Не менее интересны наблюдения Сегаля за тем, что делается в коалиции в целом, и в «Ликуде», в частности. Там уже идет предвыборная перестрелка, в ходе которой министр просвещения назвал министра обороны «леваком», а тот ответил «мессианским психом». Сам Нетаниягу неожиданно отдал приказ привезти из Эфиопии членов секты фалашмура. Министр финансов стал раздавать льготы. Министр внутренних дел возобновляет закон о субботе. Не говоря о том, что большинство руководителей «Ликуда» уже позаботились об укомплектовании своих предвыборных штабов перед будущими праймериз. «Они исходят из предположения, – пишет Сегаль – в котором никогда не признаются публично: новый срок на посту будет для Нетаниягу последним. Поэтому они потихоньку готовятся к битве за наследство, и место в первой пятерке на праймериз является необходимым условием».
Небезынтересно и другое наблюдение Сегаля: после того, как президент США Трамп неожиданно поддержал формулу «два государства для двух народов», мяч перешел на поле Нетаниягу. При всей согласованности действий Трампа и Нетаниягу здесь был явный диссонанс, поскольку Нетаниягу предпочитает не упоминать никаких формул и не произносить вслух слова «палестинское государство». Если же он сейчас это сделает (по просьбе Трампа, которому нельзя ни в чем отказать), это будет означать, что Нетаниягу нацелился на голоса политического центра. «А может быть, – размышляет Сегаль – он не станет рисковать до выборов, чтобы не растерять поддержку своего традиционного правого электората в канун того, что представляется неприятным решением о предъявлении ему обвинительного заключения».
«Вопреки устойчивому представлению, – заканчивает Сегаль – грядущие выборы не будут для Нетаниягу такими уж легкими, и не только потому, что любые выборы всегда опасны и непредсказуемы. Глава правительства будет баллотироваться не только против буксующих соперников, но и против чрезмерных ожиданий, которые создал он сам и опросы. Юридические осложнения Нетаниягу не позволяют ему добиться меньшего, чем сокрушительной победы – для «Ликуда» и всего правого лагеря. А это не так просто. Что же удивительного, что он все еще сомневается».
7 октября свидетелями этих сомнений стали руководители коалиционных фракций, которых Нетаниягу собрал на совещание, сказав, что еще не принял окончательного решения. А вечером того же дня 2-й телеканал обнародовал опрос, по которому «Ликуд» получает 32 мандата, далеко оторвавшись от остальных. А при ответе на вопрос «Кто больше всех подходит на пост премьер-министра?» Нетаниягу получил 38 процентов – больше, чем все его соперники вместе взятые.
Как и все прочие, этот телефонный опрос – только выборка из полтысячи человек. Но он несомненно стоит в начале цепочки из трех звеньев: выборка – выбор – выборы.
Источник: Детали