Четыре совета Государству Израиль

К своему 90-летию я позволю себе дать четыре совета Государству Израиль. У меня возникла идея сформулировать рекомендации по четырем судьбоносным, на мой взгляд, темам: Израиль и диаспора; характер Израиля, как государства знаний и творчества; Большой Израиль; качество власти.

Израиль и диаспора. Отношения с диаспорой — это экзистенциальный вопрос для будущего народа в целом и силы Израиля. В целях поддержания общей идентичности и улучшения ее, прежде всего необходимо адаптироваться к ситуации, в которой евреи будут по-прежнему жить по всему миру, но, главным образом — в Израиле и Соединенных Штатах. Идея собрать общины из диаспоры неосуществима, хотя надо продолжать поощрять репатриацию.

Полное признание сущности евреев, как рассеянного народа в мире, имеет практические последствия, необходимые для объединения Израиля и диаспоры. Во-первых, больше нет места идеологии отрицания диаспоры. Множество центров устойчивого существования повысит шансы на выживание людей даже после стихийных бедствий и катастроф. Во-вторых, Израиль должен действовать, чтобы укрепить еврейские общины в местах их проживания. В-третьих, Израиль должен обеспечить надлежащий статус тем религиозным и духовным течениям, которые принимаются большинством сообществ мира, и их укрепление имеет важное значение для предотвращения демографического спада.

Израиль, как государство знаний и творчества. Израиль выделяется, как страна высоких технологий и культуры, но эти области базируются на небольшой элите, долгосрочное существование которой не гарантируется. Высокотехнологичный бум нестабилен в стране, слаборазвитой во многих отношениях, где многие выпускники школ невежественны. Тот факт, что ни один израильский университет не входит в десятку университетов мира, говорит о многом. Требуется создать множество стимулов для одаренных детей и молодых людей оставаться в Израиле. Надо наращивать бюджеты научных исследований, разработок и университетов. Требуется включить математику, английский язык, технологические дисциплины в программу обучения во всех школах ортодоксального и арабского секторов. Что касается культуры, необходимо избегать политического вмешательства, которое подрывает творчество, чей прогресс неизбежно связан с плюрализмом, даже если его не принимают те, у кого иные взгляды или позиции.

Большой Израиль. На философском уровне я поддерживаю право еврейского народа на всю Землю обетованную, хотя ее границы не ясны. Однако такие размышления далеки от реальной политики. К сожалению, по моему мнению, все те, кто работает над реализацией видения Большого Израиля, создавая поселения в Иудее и Самарии, ведут политику, которая согласуется с моделью «сумасшедших государств», которую я разработал в 1973 году в корпорации Rand в Соединенных Штатах: сочетание глубоких моральных обязательств с амбицией заменить Творца.

Анализ региональной и глобальной реальности приводит к однозначному выводу: почти нет альтернативы формуле «два государства…». Почему «почти»? Потому что Ближний Восток – это регион сюрпризов. Например, если в Иордании произойдет попытка государственного переворота, а Израиль поможет ее подавить, это может открыть путь к новой версии лондонского соглашения 1987 года. По новой версии Иудея и Самария могут быть разделены между Иорданией и Израилем – возможно, с демографическими изменениями. Вероятность реализации такого варианта очень мала, поэтому на нем не стоит строить политику. Надо продвигать реализацию формулы «два государства…».

Позиция, представленная президентом США Дональдом Трампом на Генассамблее ООН, против которой премьер Биньямин Нетаниягу постарался не возражать, повышает осуществимость этого решения. Не стоит  отчаиваться из-за вмешательства Ирана в региональное урегулирование даже в далеком будущем.

Качество власти. Полагаю, Нетаниягу и бывший премьер-министр Эхуд Барак знают, что перспектив у идеи Большого Израиля нет. Однако в нынешней системе власти очень сложно принимать решения по спорным вопросам. Эта система провоцирует топтание на месте, нанося серьезный ущерб будущему Израиля. Исходя из этого, я рекомендовал бы ввести квазипрезидентский режим, основанный на прямых выборах президента на пять лет, с полномочиями устанавливать политические принципы, назначать и увольнять министров, проводить референдумы и объявлять выборы в кнессет в случае коллапса власти.

Политики будут решительно выступать против изменений режима, которые нанесут ущерб их статусу и привычным переговорным методам. Поэтому реализация изменений зависит от создания политического блока, который получит электоральную поддержку –возможно, после кризиса, который усугубит проблемы. Создание и укрепление Государства Израиль – подлинно героическое достижение. Но его будущее не гарантировано при отсутствии переоценки положения в основных областях.

Источник: Детали

Похожие статьи