| Михаил Магид
Михаил Магид

Ближний Восток: готовится «сделка века»

Иордания играет важную роль в готовящейся в американо-израильско-саудовской «сделке века», лоббируемой Трампом. Цель сделки — решение палестинского вопроса путем передачи большей части территории Западного берега реки Иордан Иордании, с последующим образованием там федерации Иордании и Палестины. При этом Иерусалим и ряд районов Западного берега, где расположено множество еврейских поселений, останутся израильскими.

Саудовцам и ряду других стран Персидского залива, например, ОАЭ, было бы выгодно положить конец арабо-израильскому конфликту и закрыть палестинскую тему, чтобы сотрудничать с Израилем и США против усилившегося Ирана и его шиитского полумесяца (Ирак, Сирия, Ливан). Из-за усиления Ирана арабо-иранский конфликт выходит на первый план, вытесняя арабо-израильский. Поэтому саудовцам и ряду других арабских стран хочется раз и навсегда закрыть триггерную палестинскую тему, чтобы перейти к открытому и широкому сотрудничеству с Израилем.

Со своей стороны, президент СЩА Дональд Трамп так же заинтересован в подобном решении. В США у власти находится самая произраильская администрация за всю историю, и она занята сколачиванием антииранского блока. Но Трамп, кроме всего прочего, хотел бы войти в историю как президент с блестящей внешней политикой, сумевший разрешить арабо-израильский конфликт.

Однако Иордания сопротивляется «сделке века». Эта страна с шестимиллионным населения политически, экономически и этнически нестабильна. Летом 2018 года там имели место крупные протесты из-за роста налогов и повышения цен на бензин, электричество, продукты питания.

3 млн из 6 в населении Иордании — палестинцы, многим из которых не нравится Хашимитская королевская династия, правящая в стране (фактически, в Иордании установлен авторитарный режим с элементами парламентаризма). В прошлом уже были со стороны палестинцев попытки ее свержения (Черный сентябрь 1970 г., когда Хашимитскую династию спасли США и Израиль). Если в Иордании окажется еще 3 млн палестинцев с Западного берега, это может серьезно подорвать режим. Поэтому Иордания сопротивляется «сделке века».

Однако данное государство в экономическом отношении сильно зависит от США и саудитов, от их экономической помощи и подвергается с их стороны давлению.

Во-первых, США оказывают Иордании регулярную финансовую поддержку на 1,3 млрд долларов в год, а саудовцы и ОАЭ выделили недавно 2,5 млрд, чтобы помочь правительству сбить волну протестов, поднявшихся в июне. Если же иорданцы будут упрямиться, страна может в будущем не получить ничего. А это способно вызвать новые социальные потрясения.

Во-вторых, существуют и другие способы давления. Политический аналитик, Мария Аль Макахлех, отмечает что «в сентябре 2018 года Саудовская Аравия запретила въезд в страну палестинцам с временными иорданскими паспортами. Решение затрагивает 634 тыс. палестинцев, которые отныне не смогут отправиться в хадж. Саудовская Аравия вынуждает их получать годовые паспорта Палестинской автономии, что в случае с жителями Восточного Иерусалима может завершиться их выдворением из города.

Учитывая слухи о «сделке века» Д. Трампа и жесткой и принципиальной оппозиции против этой сделки в Иордании, учитывая отношение страны к статусу Иерусалима, стоит обратить внимание на недавнее предложение израильских оппозиционных политиков передать иерусалимские мусульманские святыни под юрисдикцию Саудов, отобрав их у Хашимитов. Это происходит на фоне наращивания неофициальных контактов между Израилем и Саудовской Аравией. 

 

Если Иордания лишится статуса хранителя иерусалимских святынь, она потеряет и крайне важный для нее статус в мусульманском мире. Палестинцы, лишенные возможности совершать паломничество, становятся взрывоопасной прослойкой иорданского общества... «Черный сентябрь» один раз палестинцам не удался, но это совершенно не значит, что его нельзя повторить. Иордания стала помехой на пути Израиля, Саудовской Аравии, и в некотором смысле препятствием для планов администрации Д. Трампа.

Вероятно, опасения иорданских руководителей обоснованы. Ведь «сделка века», в свою очередь, может дестабилизировать Иорданию. А это может привести к нежелательным последствиям, например, может появиться новое палестинское правительство, ориентированное на Иран (хотя, все же, вряд ли иорданская армия, на которую прочно опирается монарх, допустит это) или же начнется гражданская война, как в Сирии.

Президент США Дональд Трамп играет в очень рискованные игры. Но правда в том, что небольшим небогатым странам сложно подобным играм противостоять.

Похожие статьи