Вероятно, есть и более яркие случаи расизма в израильском обществе, но серия “Простите за вопрос”, посвященная репатриантам из бывшего Советского Союза, стала своеобразным ударом под дых, ведь идет речь о такой большой общине.
Вышла новая серия документального сериала “Простите за вопрос” (11 канал), посвященная в этот раз выходцам из бывшего СССР, живущим в Израиле. Можно назвать эту программу настоящим шоком. Быть может, в израильском обществе есть и более яркие проявления расизма, более громкие, более грубые, а общественное отношение к этой алие почти не обсуждается публично, несмотря на то, что речь идет более, чем о миллионе израильтян, живущих среди нас. Именно из-за этой огромной цифры — каждый десятый израильтянин — стыд становится практически невыносимым.
Мы не будем повторять все стереотипы, потому что нет израильтянина, не знакомого с ними. И уж, конечно, нет такого репатрианта из бывшего СССР, который бы о них не слышал. Они жестоки, грубы и обидны. Разве есть что-то более мерзкое, чем прозвище “вонючий жид” на родине и “вонючий русский” в еврейском государстве? Даже “милые” стереотипы, упомянутые в программе, типа бабушки в гостиной, связаны больше с нежеланием понять, чем с непониманием. Все это очень актуально, очень близко, но теряется где-то среди более насущных трудностей жизни в Израиле.
В этой серии мы увидели некий интересный поворот. Существуют доказательства того, что алия 90-х стала историей успеха, и они заключены в мудрых ответах молодых участников проекта, которые превратили ярлыки в источник силы. “Все минусы стали нашими плюсами”, — говорит одна девушка, а другие также описывают процесс, в конце которого они живут в мире с собой, не отказываясь от старого дома и принимая новый. Им важно иметь и поддерживать обе составляющие своей личности, оба языка, им стало удобно жить в этом обличье. И это урок для зрителей из разных миров.
Посмотрев эту серию и подытожив весь сезон программы “Простите за вопрос”, можно сказать, что она полностью реализовала свой потенциал. Она предоставила возможность высказаться группам, которые редко появляются на телеэкране, за исключением, быть может, сводок новостей. Она позволила провести неформальное и приятное знакомство с самыми разными людьми.
Некоторые зрители еженедельно ждут новую серию, некоторые монтируют клипы, посвященные героям программ или используют формат для образовательных целей. Вокруг этого сериала возникла дискуссия, не характерная для подобных передач. Почему же люди так в нее влюбились?
Такие программы, как “Простите за вопрос”, отвечают на самые простые человеческие нужды: встречаться и знакомиться, без посредников и без манипуляций, без реальной или воображаемой конфронтации и без поверхностного обрамления. Выяснилось, что на все это есть спрос. Увидеть реальных людей, не очень совершенных, но цельных. У них сложный внутренний мир, свои страхи, недовольства и любовь, как у всех людей, за исключением одного пункта их биографии. Именно так “иной” становится “мной”.
“Если ты чужак, то люди кажутся странными”, — пел когда-то Джим Моррисон. Благодаря программе “Простите за вопрос”, целые группы людей неожиданно кажутся менее странными, а зритель чувствует себя уже не таким чужаком.Источник: Детали