| Нимрод Горен
Нимрод Горен

Что происходит в отношениях между Израилем и Турцией?

Автор газеты “Маарив”, эксперт по международным отношениям Нахман Горен, полагает, что продвижение договоренности о перемирии между Израилем и ХАМАСом пойдет на пользу турецко-израильским отношениям.

Хотя ожидать особого потепления в отношениях между странами в обозримом будущем не приходится.

Прошло полгода после того, как послы обеих стран, Турции и Израиля, были вынуждены оставить свои посольства в Тель-Авиве и Анкаре, напоминает Нахман Горен. Эрдоган отозвал турецкого посла в Израиле в связи со столкновением палестинцев и израильской армии на границе сектора Газа в мае. Нетаниягу предпринял ответный шаг. Недавний обмен ударами между контролирующей Газу террористической группировкой, и ЦАХАЛом не улучшил отношения между Турцией и Израиль. Тем не менее, в последний период наметилась тенденция к улучшению отношений.

Несмотря на воинственные заявления в мае, обе страны не пошли на разрыв или формальное снижение уровня дипломатических отношений. Это, по мнению автора “Маарива”, позволит на определенном этапе попытаться вновь выйти из кризисной ситуации. Если, разумеется, лидеры двух стран проявят политическую волю. Возвращение послов можно в таком случае оформить, как техническую меру. Обозреватели также отмечают, что в последнее время Эрдоган воздерживается от особенно резких заявлений в адрес Израиля. Возможно, это связано со стремлением турецкого лидера восстановить доверие между Анкарой и Вашингтоном.

Но даже если послы вернутся на свои места, ожидать особой теплоты в отношениях между двумя государствами не приходится. Это связано, прежде всего, с многолетней жесткой политикой правительства Нетаниягу в отношении палестинцев, что вызывает разнообразную критику в турецком обществе. Не только у преданных сторонников Эрдогана. Фактически именно турецкое желание оказывать большее влияние на палестинский вопрос заставит Анкару вернуть в Израиль своих дипломатов. Поскольку без турецкого дипломатического присутствия в Израиле оказывать влияние на происходящее с палестинцами невозможно. В отсутствие посла в Тель-Авиве и консула в Иерусалиме Турция оказывается изолированной от процессов на внутрипалестинской сцене. Она также не может участвовать в международных попытках добиться перемирия в Газе.

Турция также стремится вернуться к диалогу с администрацией Трампа, отмечает Нахман Горен. В Анкаре с тревогой наблюдают за развитием связей между еврейскими организациями и лоббистскими группами Саудовской Аравии и княжеств Персидского залива в Вашингтоне. Это, по мнению турок, оказывает негативное влияние на отношение США к Анкаре. В Турции были бы заинтересованы в поддержке еврейского лобби, особенно в том, что касается отношения администрации Трампа к деятельности Анкары в Ираке. Турция полагает, что в Вашингтоне это будет воспринято, как противовес иранской экспансии в этой стране.

Кстати, в отличие от того, что думают в Израиле, Турция постоянно подчеркивает, что не является союзницей Ирана, хотя и поддерживает с ним добрососедские и торговые отношения, а также взаимодействует по определенным региональным вопросам – например, в Сирии. Турция также, как и Израиль, хотела бы ограничить иранское вмешательство в сирийские дела.

Источник: Курсор
Похожие статьи