Конец эры «русского сектора»

Политический кризис, последовавший за театральным выходом Авигдора Либермана из коалиции, не свалил правительство. Вместе с тем он обращает наше внимание на примечательное социальное явление в израильском обществе – конец пути НДИ как партии репатриантов – выходцев из бывшего СССР.

В последнее время наблюдается сокращение поддержки НДИ репатриантами, в том числе из-за ухудшения положения в сфере безопасности – и потери доверия к лидеру партии, возглавлявшего два года минобороны. И, похоже, стремление сохранить именно русскоязычное ядро своего электората и было одним из главных мотивов этого, в многом противоречивого, решения Либермана об отставке.

Но важно понимать, что мы не можем говорить о единичном, разовом, снижении поддержки НДИ среди русскоязычных израильтян. Это более глубинное явление, которое наконец «поднялось на поверхность» и привлекает наше внимание. Уже продолжительное время среди репатриантов продолжается «исход из Египта» — выход из гетто секторальных партий – в открытое море общеизраильской политики.

Сегодня уже только в других узкосекторальных партиях, представляющих харедим или арабов, нет представителя репатриантов. Он есть даже в ШАСе. И это отражает давнюю тенденцию поиска представительства интересов репатриантов путем интеграции по всему политическому спектру. Своего рода последние шаги социальной абсорбции алии, ее вхождения в израильское общество. Не только в профессиональной и культурной сферах, в спорте и науке – но и в общественно-политической перспективе.

Понятно, что репатрианты продолжают формировать отдельный сектор, имеющий свои законы и особенности. Этот сектор решает свои, присущие только ему проблемы, уходящие корнями в просчеты приема большой алии 90-х. Профессиональное устройство, вопрос пенсий – как тяжелейший социальный кризис, вопросы жилья и вся проблематика с гиюром – все это формирует и организует этот сектор на борьбу за свои права. Но даже те, кто решил свои экономические проблемы, не торопятся перечеркнуть свое прошлое, и не выносят себя за секторальные «скобки». Но если раньше у многих взгляд на мир определяло прошлое в стране исхода – то сегодня мы уже говорим уже об израильтянах, с корнями (которые у каждого свои) в бывшем СССР.

Это новое самоощущение и самоопределение репатриантов ставит новые задачи перед всем израильским обществом. Во-первых, оно открывает новые возможности для реализации богатейшего, но так во многом и не раскрытого, потенциала алии. Прошедшие все тяготы абсорбции многие репатрианты вышли, наконец, на стадию креативности и созидания. Алия дала уже многое, но это только малая толика того, что мы еще можем дать нашей стране, реализуя весь наш ресурс и использую все инструменты, которыми мы хорошо овладели.

И сейчас настал черед политики. С ее лучшей стороны – идеологической. Русскоязычное еврейство, заложившее основы сионизма и создания Израиля, снова находится на пике силы внутри израильского общества и способно инициировать качественные перемены внутри него. И на этот раз сделать это креативно и повести наш народ вперед. Оставив после себя, как бабочка оболочку куколки, формацию НДИ. И та политическая сила, которая вовремя заметит этот потенциал, только выиграет.

Мы все выиграем. Мы этого достойны.

Источник: Курсор

Похожие статьи