«Ещё немного, ещё чуть-чуть» (осталось менее 2 лет) и закончится 16-летнее правление Ангелы Меркель. В декабре 2018 года она добровольно припишет приставку экс и к своей должности председателя партии христианских демократов. О причинах ухода Ангела не говорит, во всяком случае, публично, но и без того ясно. Основная причина — недовольство немцeв её миграционной политикой, которое наиболее убедительно проявилось на последних земельных выборах в землях Гессене и Баварии, где существенно уменьшилась электоральная поддержка ХДС. Если верить опросам, только 18 % немцев удовлетворены действиями канцлерин. Думаю, что если среди опрошенных были евреи, то вряд ли они вошли в эти 18 %, так как нашествие мигрантов, мягко выражаясь, не улучшило положение потомков Авраама на родине Холокоста.
Но в этом очерке хочу поговорить о другом. Меркель уходит и есть возможность подвести итоги многолетним отношениям ФРГ под руководством Ангелы Меркель и еврейского государства. Картина тут явно не чёрно-белая… С одной стороны, визит канцлерин в Израиль в марте 2008 года положил начало новым, ещё более дружеским отношениям между двумя странами. Многое во время этого исторического визита произошло впервые.
Впервые прошло совместное заседание израильского и германского правительств. Ангела Меркель приехала в Израиль с восемью ведущими министрами, что в международной практике случается не часто. Подобные заседания стали проводиться регулярно.
18 марта 2008 года Ангела Меркель выступила с речью в поддержку политики Израиля в Кнессете. В этой речи впервые была выражена столь ясно и однозначно позиция Германии: «Угрозы Тегерана в адрес Израиля мы расцениваем как угрозы в адрес Германии».
Впервые был подписан такой широкий, всеобъемлющий пакет соглашений между двумя странами в экономической, культурной, научной, образовательной и других сферах. Министр иностранных дел Германии тех лет Франк-Вальтер Штайнмайер охарактеризовал этот визит словами явно выходящими за рамки формально-дипломатических: «Для немцев это собственный день рожденья, начало новой истории».
Последующие действия меркелевской Германии подтвердили эти слова. Германия стала крупнейшим после США торговым партнёром Израиля. Только импорт еврейского государства ежегодно оценивается в 2,3 млрд долларов. Имеются обширные программы совместных научных исследований по самым разным направлениям. Немецкие студенты обучаются в израильских университетах, а израильские в немецких. Действуют также программы по обмену немецкими и израильскими школьниками.
Моя 12-летняя ученица недавно в рамках такой программы жила в израильской семье в течение 2 недель, а в их семье такое же время жил мальчик из Израиля. Мальчика не видел, но девочка рассказала:
«Мне понравилось. Я жила в религиозной семье, в Хайфе. Относились ко мне очень хорошо. Ходила в школу. Мы были в храме Бахаи, ездили в Иерусалим и в «Яд Вашем». Я поняла какой ужас произошёл при Гитлере с евреями…»
2500 немецких добровольцев работают в израильских больницах, а более 100 городов Израиля поддерживают тесные связи с городами-побратимами Германии. Тесное сотрудничество существует между странами и в военной области. Танк Меркава-4 использует немецкий двигатель. Большое значение имеют для безопасности еврейского государства и поставка ему Германией подводных лодок «Дельфин», которые могут нести ядерные заряды. Значительная часть стоимости этих новейших подводных кораблей (первые две были поставлены бесплатно) оплачивается немецкой стороной. Большое значение имеет также обмен информацией разведывательного характера и совместная разработка двумя странами программы оповещения при ядердной опасности.
3 октября 2018 года Ангела Меркель посетила Израиль с рабочим визитом и провела переговоры с Нетаниягу и президентом Израиля Р. Ривлиным. Это была обширная программа. Канцлерин посетила мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» в Иерусалиме, ей была вручена почётная докторская степень Хайфского университета, она посетила посвящённую израильским инновациям выставку и приняла участие в круглом столе с израильскими бизнесменами.
Всё это так. Но, к сожалению, есть и другая сторона медали. Канцлерин критикует ПМ за строительство поселений на контролируемой Израилем (в немецко-европейской терминологии «оккупированной»), к которым Меркель относит Западный берег Иордана (Иудею и Самарию), а также Восточный Иерусалим. В 2011 году канцлерин даже пригорозила, что если строительство поселений продолжится, приостановить поставку Израилю подводных лодок, а немецкая национальная железнодорожная компания вышла из проекта по строительству скоростной железной дороги в Иерусалим, потому что часть линии будет проходить по территории Западного берега реки Иордан.
Но основное противоречие не в этом. Существенно расходятся позиции Берлина и Иерусалима в отношении к Ирану, смертельному врагу еврейского государства. Государству, которое публично заявило, что его цель «уничтожение сионистского образования». Скоро будет два года, как было заключено соглашение «шестёрки» (пяти постоянных членов СБ и Германии) о снятии санкций с мирового спонсора терроризма. Меркель осудила США, когда в сентябре 2017 года Вашингтон (Трамп назвал соглашение с Ираном «худшей сделкой, которую он когда-нибудь видел»), вышел из Договора. Позиция ФРГ не изменилась даже после беспрецедентной операции Моссада, агенты которой похитили сотни документов, подтверждающих, что Иран грубейшим образом нарушает соглашение о снижении своего ядерного потенциала.
Послесловие
Странная сложилась ситуация. Вот уж, воистину, «всё смешалось в доме Облонских». Страна, которая расценивает угрозы в адрес Израиля, как угрозы в адрес Германии, словно бы не замечает, что террористы ХАМАСа, запускающие огненные шары, и ХИЗБОЛЛЫ, нацелившие сотни ракет на еврейское государство, спонсируются иранским режимом. Получается, как в Библии: «… левая рука не ведает, что творит правая…»
Создаётся ощущение, что Меркель дошла до развилки дорог и пытается идти по обеим дорогам одновременно.
Источник: Мастерская Берковича