На что готов Биби?

В 2008 году Биньямин Нетаниягу, тогда глава оппозиции, в интервью новостной службе Второго канала высказал серьезную критику в адрес находящегося тогда в разгаре полицейских расследований премьер-министра Эхуда Ольмерта. «Речь идет о премьер-министре, по горло погруженном в расследования, и у него нет общественного и этического мандата принимать такие судьбоносные для государства Израиль решения» — убедительно вещал всегда отличавшийся повышенными вербальными талантами Нетаниягу. Напомню, что тогда речь шла о попытке Ольмерта решить израильско-палестинский конфликт посредством переговоров с председателем Палестинской Автономии Абу Мазеном.

Сегодня налицо картинка диаметрально противоположная. Сейчас уже Биньямин Нетаниягу находится сразу под несколькими расследованиями, и он никак не реагирует на требования оставить свой пост. Причем пост не один. Кроме премьерского кресла, Нетаньяху занимает пост министра в двух важных министерствах — обороны и иностраннных дел. Это кроме еще нескольких «мелких» министерств.

В воскресенье 2 декабря полиция опубликовала свои итоги следствия по так называемому «делу 4000». В рамках этого дела расследовались отношения прежнего владельца Безека Шауля Аловича и семьи Нетаниягу с 2012 и по 2017 год. В концерн, возглавляемый Аловичем, входил и популярный новостно-развлекательный портал Walla. Следствие проведенное полицией, и инспирированное серией статей журналиста газеты Гаарец Гиди Вайца, установило, что Алович обеспечивал благоприятное освещение деятельности Нетаниягу, и особенно его супруги Сары, и взамен на это Нетаниягу, тогда занимавший и пост министра связи, принимал регуляторские решения в пользу Аловича, доход которого от этих решений оценивается в миллиард шекелей. В частности речь идет о слиянии компании Безек и YES. В результате сделки Алович продал свои акции в компании YES Безеку, и эта сделка требовала разрешение министра связи. Классический, можно даже сказать банальный вариант коррупционной сцепки политики и бизнеса.

Эти выводы базируются на показаниях двух государственных свидетелях — тогдашнего генерального директора министерства Шломо Филбера и ближайшего советника Нетаниягу в течении многих лет Нира Хефеца. Оба этих деятеля, особенно Нир Хефец, входили в узкий круг доверенных лиц Нетаниягу. Кроме показаний государственных свидетелей, в деле фигурируют множество вещественных доказательств в виде вотсаппных сообщений, сообщений электронной почты, смартфонных локаций и т.д. Так как в дело благоприятного освещения деятельности Нетаниягу на сайте Wallа было вовлечено немало недовольных этим занятием работников, включая непосредственно генерального директора сайта Илана Ишуа, всем им было что рассказать следователям. В передаче Равива Друкера «а-Макор», которая была показана по 10 каналу ТВ 26 ноября, можно увидеть и прочувствовать, что происходило в редакции Walla.

В отличие от других дел, связанных с Нетаниягу, как например «дело 1000» и «дело 2000», где полиция тоже рекомендовала подать против Нетаниягу обвинение во взяточничестве и нарушении доверия, в «деле 4000» доказательство коррупционной схемы поддержано прямыми, а не только косвенными доказательствами. Может быть поэтому в последние дни Нетаниягу присоединил еще несколько адвокатов из высшей лиги к своему и так немаленькому коллективу юридической защиты.

Сейчас все находится в руках прокуратуры и лично Авихая Мандельблита, юридического советника правительства. Именно он должен будет принять решение о подаче обвинительного заключения в суд. Причем по всем делам, связанным с Нетаниягу. Когда-то в 2000 году уже была подобная ситуация, и тогда юридический советник правительства Эльяким Рубинштейн решил, что нет достаточной доказательной базы для подачи дел о «подарках и перевозках» в суд. В своем заключении Рубинштейн подверг резкой критике очень проблематичное поведение Нетаниягу, которое явилось причиной расследования этих дел . И вот прошло 18 лет, и снова юридический советник должен решить подобный вопрос.

При этом сам Нетаниягу совершенно не собирается уходить в отставку, чтобы на досуге заняться защитой своего доброго имени. Он продолжает, одновременно с координацией нетривиальной юридической работы его многочисленных адвокатов, руководить страной, фактически единолично принимать важнейшие решения, включая такие, какие могут привести к военным операциям и войнам. Любой здравомыслящий человек должен задуматься над вопросом, можно ли полностью доверять решениям человека, который чувствует большую, уже даже критическую опасность для своей политической карьеры, и готов на многое, чтобы ее сохранить в целости и сохранности.

Попутно, так сказать, Нетаниягу всеми силами подрывает имидж полиции, репутация которой и так находится далеко не на самом высоком уровне. Он избрал своей мишенью Рони Альшейха, закончившего свою каденцию на посту генерального директора полиции. Поселенец, представитель национально-религиозного лагеря, бывший заместитель начальника ШАБАКа, лично продвинутый Биби на должность главного полицейского, Альшейх изображается Нетаниягу как злодей, избравший своей личной целью мстительное преследование премьер-министра по каким-то загадочным причинам. Агентом НИФ Альшейха пока не объявили, но предполагаю, что это уже не за горами.

И если Авихай Мандельблит решит передать дела в суд, нетрудно предположить то, что и он будет объявлен злодеем и агентом темных сил. При этом, напомню, Мандельблит является креатурой Нетаниягу на важнейшем посту юридического советника правительства. До этого он занимал пост секретаря правительства, на который обычно выбирают людей, пользующихся особым доверием премьер-министра.

Можно смело сказать, что в целях политического выживания, Нетаниягу готов не только на сеяние межнациональной розни и демонизацию политических противников (как он это блестяще проделал перед выборами 2015 года), но  также и на разрушительную дескридитацию государственных институтов, таких как полиция и прокуратура. И всегда будет существовать подозрение, что Нетаниягу будет готов и на войну (цену за которую неизбежно заплатит народ) для своего политического выживания. Хотя бы для того, чтобы отмести эти подозрения, логичным вариантом развития событий должна была бы стать отставка Нетаниягу. При рассмотрении этого варианта (на данный момент — совершенно фантастического), следует учесть, что он всегда сможет вернуться в политику после того, как будет (ЕСЛИ будет) очищен от всех подозрений. Другой сценарий, о котором поговаривают в кулуарах, предусматривает отставку Биби и полный уход из политической жизни, взамен на закрытие всех уголовных дел.

Но пока это не случилось, скажу словами самого Нетаниягу модели 2008 года: «Существует опасение, что премьер-министр будет принимать драматические решения на базе личного интереса в целях политического выживания, а не исходя из национальных интересов».

Источник: Релевант
Похожие статьи