| Михаил Магид
Михаил Магид

Операция ЦАХАЛа против «Хезболлы»: Что будет дальше?

Необходимость проведения ЦАХАЛом операции «Северный щит» вызвана противостоянием Израиля с шиитским ополчением «Хезболла». Это воинственная организация, которая доминирует в настоящее время в Ливане и в значительной мере определяет политику этой страны. А так же «Хезболла» контролирует часть территории Сирии, где она выступает в качестве силы, союзной Асаду и иранцам.

«Хезболла» является, вероятно, самым подготовленным из всех аналогичных ополчений, созданных шиитским Ираном по всему региону. Это одна из лучших региональных армий численностью около 20-30 тыс человек — ударный кулак Ирана, нацеленный на Израиль и на силы антиасадовской суннитской оппозиции в Сирии. Организация обладает обширной инфраструктурой, танковыми соединениями, подразделениями спецназа. Но основа ударного потенциала «Хезболлы» — 120 тыс. ракет, нацеленных на Израиль, и боевики, специально обученные герилье — партизанской войне.

Военная доктрина «Хезболлы» заключается в следующем. В случае войны с Израилем она намерена систематически обстреливать крупнейшие города страны ракетами, попытается парализовать его экономику на долгое время, т.е. вызвать экономический коллапс. Таким образом «Хезболла» и Иран намерены использовать главное уязвимое место Израиля: его небольшую территорию.

Уничтожить ракетные системы «Хезболлы» одними бомбежками Израиль не сможет, ему придется проводить сухопутную операцию. Тогда против него выдвинутся силы шиитской герильи, причем не только «Хезболла», но и различные проиранские группировки со всего региона. Их цель будет состоять в том, чтобы нанести максимальные потери израильской армии, вовлекая ее в длительную войну с партизанами — это второе уязвимое место Израиля — чувствительность к потерям.

Война «Хезболлы» и Израиля в 2006 году, согласно отчету Комиссии Винограда, оказалась неудачной для еврейского государства, т.е. данная тактика сработала. С тех пор ракетный потенциал «Хезболлы» увеличился в 10 раз, а ее общий военный потенциал, по мнению экспертов, вырос в 17 раз. Но, конечно, Израиль за это время тоже увеличил свои военные возможности очень существенно.

«Хезболла» вовлечена в асимметричное противостояние с Израилем. Не обладая израильскими технологиями и большим арсеналом техники, она изобретает различные способы борьбы. Среди них тоннельная война. Боевики строят огромные бункеры и системы тоннелей, чтобы незаметно для израильской авиации перемещаться на большие расстояния и наносить внезапные удары. Эта тактика заимствована у иранского КСИР (Корпус стражей Исламской революции). Причем «Хезболла» не скрывает, что готова проводить сухопутные операции непосредственно на территории Израиля. С этой целью боевики пытались создать тоннели, через которые они могли бы проникать на север Израиля. Сложно сказать, насколько они преуспели. Но тонелли были замечены, и Израиль намерен их ликвидировать. Израиль способен уничтожить обнаруженные им тоннели. Другой вопрос: все ли тоннели они нашли? Сейчас между Израилем и иранско-шиитским блоком, который включает «Хезболлу» и Асада, сложилась патовая ситуация. «Хезболла», иранцы, другие милиции шиитов (иракские, афганские, пакистанские) и силы Асада способны, действуя с территории Ливана и Сирии, нанести Израилю большой ущерб. Самое главное их оружие, как уже говорилось выше, ракетные обстрелы Израиля и герилья.

Однако, Израиль сделал выводы после войны 2006 года, пересмотрев свою военную доктрину.

Во-первых, в случае войны, Израиль задействует против Ливана и Сирии все свои военные возможности. Тогда может случиться все что угодно. Например, в условиях израильских ударов по Асаду и «Хезболле», может начаться наступление суннитской оппозиции из Идлиба (оппозиция располагает там примерно 100 тыс. боевиков) против режима Асада и союзных ему сил Ирана и «Хезболлы». Это может стать своего рода асимметричным ответом Израиля на асимметричную войну.

Во-вторых, с высокой вероятностью, в случае такого конфликта Израиль нанесет удары по Тегерану и другим иранским городам и объектам. Руководство Израиля уже заявляло об этом.

В-третьих, сейчас в США у власти самая произраильская и антииранская администрация за всю историю. И израильско-иранская война может вызвать американские удары по Ирану.

Поэтому я не думаю, что руководство Ирана пойдет на обострение сейчас. Это чревато тотальной войной с непредсказуемыми последствиями. Вряд ли Тегеран будет так рисковать. Не уверен, что и израильскому премьеру Беньямину Нетаньяху выгодны в настоящий момент такие высокие риски.

Так что, скорее всего, ничего особенного не произойдет: Израиль уничтожит какие-то тоннели и все. Но вот если будет вспышка военных действий с «Хезболлой», то ситуация может выйти из-под контроля.

В принципе, Израиль и Иран действительно балансируют на грани войны.

Похожие статьи