Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных, как говаривал старик Черчилль. Да и надо ли лучше? Все идет своим чередом - народный избранник в ходе предвыборной кампании направо и налево раздает обещания улучшить жизнь, потом, добравшись до заветного кресла, успешно все забывает и течение жизни возвращается в привычное русло, обеспечивая работой критиков нового лидера.
Но в последние беспокойные годы система демократических выборов все чаще дает сбои. Новый лидер, обманув ожидания своих сторонников и противников, начинает делать то, что обещал. И ладно, если это безобидная Ангела Меркель, добирающаяся в Буэнос-Айрес на саммит «Большой двадцатки» пассажирским рейсом, или Колина Грабар-Китарович, на ЧМ-2018 отказавшаяся от VIP-ложи и болевшая за хорватскую сборную вместе с народом. А что делать с буйным Трампом? То обамовские реформы отменит, то посольство США в Иерусалим перенесет - все, как обещал!
И кто он после этого?
Без малого два года назад автор этих строк опубликован на этих же страницах гипотетичную речь Трампа, с нескрываемой иронией перечислив все, что должен был бы сказать американский президент, если бы следовал своей предвыборной программе. Фельетон мгновенно разлетелся по просторам Интернета в качестве реальной речи американского президента, а сам Трамп впоследствии взял да и сказал, и даже сделал практически все, что ему приписывалось, совершенно обесценив всю авторскую иронию.
И кто после этого автор?
Лучше всех эти особенности демократической системы, кажется, понимает Биньямин Нетаниягу. Чемпион Израиля по срокам пребывания у власти, во время предвыборных кампаний он вообще ничего не обещает, отделываясь общими словами. И это позволяет ему несколько ослабить народное осуждение в случае побед и достижений. И наоборот - благодарность за провалы и поражения свести до плановых полицейских расследований.
Соблазн для неопытного политика - следовать предвыборным обещаниям, вознесшим его к вершинам власти, таят в себе опасность разозлить не только соседей по власти, но и избирателей, не ожидавших от своего избранника ничего хорошего.
Так, например, новоизбранный на прошедших недавно муниципальных выборах мэр Тверии Рон Коби страстно клеймил за коррумпированность своего предшественника. Однако, заняв его место, он обнаружил, что масштабы коррупции оказались даже больше, чем он разоблачал - городская касса была совершенно пуста. Новоиспеченный градоначальник, упиваясь своей правотой, немедленно объявил об отмене уборочных работ в городе, призвав жителей самостоятельно соблюдать чистоту. А что еще делать, если весь бюджет (он же говорил!) на уборку разворовал предыдущий мэр? Тиверианцы взмолились о возвращения коррупции, при которой хотя бы мусор убирался, но поздно - торжество демократии уже охватило город, заглушив запах помоев.
Еще более неожиданно закончились выборы в Хайфе. Кандидат от Коммунистической партии Израиля Раджа Заатре, получивший назначение заместителя мэра, заявил о приверженности предвыборным лозунгам, краткое содержание которых можно выразить призывом «Смерть евреям!» Именно такова цель ХАМАСа, «Хизбаллы» и других террористических организаций, поддержку которым выразил избранник партии, основной электорат которой составляют израильские арабы. Тут уже даже толерантный израильский избиратель не выдержал и набросился на священную корову демократии с требованием: или замещай мэра или поддерживай террор. К чести арабского коммуниста он выбрал второе.
Еще хуже дело обстоит с референдумами. После такой формы народного волеизъявления и спросить-то не с кого, Крым чей и Брексит куда? Впрочем, это уже другая тема. Кто за то, чтобы в ней разобраться?
Источник: Мнения