Первые опросы, проведенные по заказу ведущих израильских СМИ сразу после объявления о роспуске кнессета и назначении на 9 апреля досрочных выборов в кнессет XXI созыва, указывают на возможность самых неожиданных раскладов. И связаны они с двумя именами, хорошо известными и одновременно совершенно неизвестными израильскому избирателю. Речь идет о бывшем главе генштаба Бени Ганце и депутате кнессета Орли Леви-Абукасис, дочери экс-главы МИД Израиля.
Согласно опросам, оба получат до 20 мандатов, из которых 13-14 - Ганц и 6-7 - Леви. При этом если о политических амбициях Леви-Абукасис еще как-то можно догадываться, то в случае с Ганцем - сплошные потемки.
Свои планы экс-глава генштаба не озвучивает. Он не выступает перед публикой, не говорит о том, как намерен преобразовать Израиль, что думает об урегулировании с палестинцами и противостоянии Ирану, против военной атаки на который в прошлом категорически возражал. Он не обещает каждому крышу над головой, работу по специальности. Он просто молчит, чем создает интригу, приносящую ему мандаты.
В конце ноября опросы сулили ему 16 и даже 17 мандатов. Сейчас стало чуть меньше, но все равно очень много для человека, который молчит.
Если Бени Ганц на самом деле намерен баллотироваться в кнессет, то перед ним открываются два варианта. Первый - создать свою партию и попытаться самостоятельно ворваться в израильскую политику, как это в свое время сделал, например, Яир Лапид (Еш атид). Второй вариант - примкнуть к действующей партии, чтобы изнутри попытаться растолкать конкурентов и встать у руля. В крайнем случае - получить "тяжелый" министерский портфель.
В связи с тем, что никто не знает, кто на самом деле Бени Ганц - правый, левый, центрист, - охоту за потенциальным носителем полутора десятков мандатов ведут все партии. В прошлом сообщалось, что усилиться Ганцем хотели бы и Яир Лапид, и Ави Габай (Сионистский лагерь), а Нетаниягу даже намекал на возможность передачи ему МИДа (сам Нетаниягу опроверг такие публикации, а Ганц опять же промолчал).
И Лапид, и Габай готовы поставить генерала на второй (после себя) место в предвыборных списках, а в случае победы на выборах - во главе министерства обороны.
Интерес Габая понятен: опросы сулят Сионистскому лагерю 29 мандатов, если в списке окажется Ганц. Это почти вдвое больше, чем без Ганца.
Но если все так весомо, то для чего Ганцу нужны попутчики? В окружении экс-главы генштаба дают понять, что № 1 для него выглядит более заманчивым, чем № 2. Если, конечно, он вообще захочет поиграть в политическую рулетку.
"Он очень расчетливый человек, - сказал один из соратников Ганца в беседе с корреспондентом "Едиот ахронот". - Совершенно понятно, что он может стать министром обороны в любом правительстве. Но лучше все-таки премьер-министром".
Несколько недель назад в прессе появились сообщения, что Бени Ганц уже зарегистрировал новую партию для участия в выборах, однако никаких публичных заявлений по этому поводу не последовало.
Эхуд Барак, также бывший глава генштаба и экс-лидер Аводы, комментируя политические перспективы Ганца сказал, что тот допустит непростительную ошибку, решив сразиться с Нетаниягу "один на один". Он рекомендовал ему войти в существующий список, чтобы совместными усилиями привести к "перевороту".
В политических кругах менее оптимистично рассматривают перспективы Бени Ганца. "Если в армии он и был генерал-лейтенатом, то в политике даже пока не ефрейтор", - сказал источник в Ликуде.
Тем не менее в СМИ пишут, что в окружении Нетаниягу высказывают определенное беспокойство по поводу "неизвестного по имени Ганц". Главе правительства хотелось бы видеть его в Ликуде. Если же этого не произойдет, то по экс-главе генштаба откроют огонь из всех пропагандистских орудий.
И припомнят, как во время операции "Нерушимая скала" он призывал собирать анемоны, и как занимался бизнесом под "крышей" российского олигарха Вексельберга И про отказ от решительных действий против Ирана тоже напомнят.
Найдут что сказать и в адрес Орли Леви-Абукасис, которая по сути повторяет путь Моше Кахлона - использует социальную нишу для продвижения в политике. О Кахлоне во время становления Кулану знали, пожалуй, только то, что он снизил тарифы на мобильные телефоны. О Леви-Абукасис - то, что она за матерей-одиночек, вышла из состава НДИ и отказалась поддержать правительство Нетаниягу.
В свое время политический обозреватель "Едиот ахронот" Шломо Пиотраковски, комментируя неожиданный взлет политика, написал: "Орли Леви-Абукасис за долгие годы пребывания в кнессете не была обижена вниманием СМИ, но трудно утверждать, что она оставила заметный след в нашей общественной жизни, не говоря уже о каком-либо влиянии на идеологию. Кто-нибудь, читающий сейчас эти строки, может назвать три закона, которые провела в жизнь эта неустанная радетельница народных интересов?"
По мнению обозревателя, подобные взлеты характеризуют новую политическую культуру Израиля: усталось от устоявшихся элит и попытку найти альтернативу. Даже в том случае, если альтернатива призрачна.
Кстати, по мнению социологов, и Ганц, и Леви-Абукасис забирают мандаты у Кулану и Еш атид. Плавающие голоса тех, кто голосует не за, а - вопреки, перетекут из одной партии в другую. Такое уже случалось. И неоднократно.
Могут ли изменить "два неизвестных" политический расклад после выборов? Теоретически да. Вопрос - насколько существенно. Но гадать пока смысла нет. К тому же в выборах назревает еще одна интрига. На сей раз связанная с именем экс-министра Гидеона Саара, намеренного побороться с Нетаниягу на праймериз в Ликуде. Его победа, пусть многим кажущаяся и невероятной, способна привести к куда большим потрясениям в израильской политике, нежели гипотетические расклады, связанные с Ганцем и Леви-Абукасис.
Источник: Вести