| Михаил Магид
Михаил Магид

В Израиле готовятся к войне с Сирией?

После недавнего заявления на Совбезе ООН посла Сирии о том, что его страна оставляет за собой право нанести ответные удары по аэропорту Бен-Гурион из-за воздушных атак по международному аэропорту Дамаска, в Тель-Авиве начали готовиться к войне. Министерство обороны Израиля объявило о мобилизации резервистов, проходивших ранее службу в войсках ПВО. Некоторые СМИ сразу же стали писать, что Израиль готовится к войне с Сирией. Но так ли это? 

Откровенно говоря, разговоры о войне с Сирией, Ираном, с воинственной шиитской проиранской организацией «Хезболла», контролирующей Ливан, с Асадом или с «Хамас», контролирующим Сектор Газы (хамасовцы получают деньги и оружие от Ирана и Катара) ведутся уже давно.

Еще несколько лет назад заместитель главы генштаба Яир Голан обсуждал эти возможности в связи с серьезным усилением Ирана и его союзников, построивших шиитский полумесяц - цепь зависимых от Ирана государства (Ирак, Сирия, Ливан). К северу от Израиля Иран создал мощный ракетный потенциал: 130 тыс ракет «Хезболлы» (данная организация финансируется и вооружается Тегераном) нацелены на Израиль. Кроме того, союзные иранцам шиитские милиции и армия Асада располагают отдельными возможностями для нанесения ракетно-артиллерийских и диверсионных ударов по Израилю. Наконец, Иран устанавливает ракетные системы и строит заводы по производству ракет в Ираке и Сирии, причем на территории этих стран он располагает и собственными военными соединениями из т.н. секретного подразделения Кудс. 

«Хамас» также располагает ракетным потенциалом, хотя и значительно меньшим, и таким образом, в случае обострения военных действий на севере, теоретически может начать обстреливать израильские города с Юга, навязав Израилю войну на два фронта. 

Все это крайне раздражает Израиль. Израильтяне систематически наносят по Сирии удары (за последние 1,5 года было около 200 таких рейдов ВВС). Со стороны Сирии имело место несколько обстрелов Израиля, но они оказались неэффективны. 

Фактически, Израиль уже давно открыл военные действия против иранцев и их союзников в Сирии. Так же, израильские ВВС и коммандос время от времени наносят удары по Сектору Газа, а оттуда ведутся обстрелы Израиля.

Но все это пока конфликт сравнительно низкой интенсивности. Тем не менее, есть вероятность, что он перерастет в нечто большее. 

Иранцы и «Хезболла» могут держать под обстрелом всю территорию Израиля. Если такое случится, Израиль уже обещал нанести удары по территории Ирана. В настоящее время иранцы не решаются на подобные меры, понимая, что широкомасштабная война с Израилем может иметь для них непредсказуемые последствия. Но и Израиль рискует, посылая ВВС бомбить Сирию, - ракетный потенциал Ирана и «Хезболлы» очень велик и способен загнать в бомбоубежища все население страны.

В итоге сложилась патовая ситуация. Израиль время от времени совершает рейды в Сирию, но не решается на большее и не может разрушить иранскую военно-политическую гегемонию в этой стране. А иранцы пока не решаются на серьезные действия в ответ на эти рейды.

Я бы не исключал возможности полномасштабной ирано-израильской войны. Но разговоры о ней ведутся уже давно и пока она не разразилась. 

С другой стороны, в Израиле в 2019 году предстоят выборы. Возможно, мобилизации резервистов и другие похожие меры стоит воспринимать как своего рода подготовку премьер-министра страны Беньямина Нетаньяху и правящей национал-патриотической партии «Ликуд» к выборам, как попытку мобилизации патриотического электората. 

Похожие статьи