Благотворительность один из важнейших еврейских обычаев. Благотворительность и взаимопомощь в прошлом широко были распространены в горско-еврейской общине. Слова «седэhа» и «сер-суьфре» — «милостыня» и «пожертвование» имеет смысл как выделение денежных средств на какое-то значимое мероприятие для отдельно взятого человека или семьи.
Благотворительность («мицвот» на иврите) является одним из основных предписаний иудаизма, это проявление сочувствия ближнему в виде материальной и моральной поддержки. Есть ещё одно слово на иврите, «цдака», которое часто переводится как «благотворительность, справедливость, праведность», и оно не обязательно подразумевает денежную помощь. Можно, например, поделиться временем, опытом или даже просто доброй улыбкой — это тоже считается доступными формами благотворительности. Независимо от того, насколько богат человек, он всегда может поделиться чем-то с другим человеком, которому нужна помощь.
Если оглянуться назад (хотя на 100 лет), можно представить, как в прошлом у горско-еврейского народа была развита коллективная благотворительность. В своей статье я хотела бы напомнить о том времени, когда горские евреи в основном проживали в высокогорных районах Кавказа. Думаю, что если бы не коллективная сплоченность и единство, кто знает, смогли бы они сохранить свою идентичность в условиях оторванности от мирового еврейства?
Следует заметить, что одной из основных функций горско-еврейской общины была взаимопомощь её членов, и она в какой-то мере снимала социальную напряженность, помогая общине в непростые времена выживать как единому организму. Коллективная общинная помощь отдельно взятой семье проявлялась в особо значимый день: будь то организация свадьбы или поминок, когда пришедшие на одно из событий малоимущей семьи старались поддержать её.
Об этом писали историки и этнографы М. Бежанов, И. Черный, И. Анисимов. В частности, наиболее развернутое описание коллективной соседской помощи дает в своей книге «Кавказские евреи – горцы» (1888) И.Ш. Анисимов: «Помогать ближнему в случае нужды, если не материально – деньгами, то работою рук своих, считается священным долгом у евреев-горцев. И таких обязанностей было много, но особенно заслуживают внимания различные собрания, которые ставят своею задачею помогать бедным и неуспевающим в работе, помогать деньгами сиротам, ухаживать за больными и пр.»
Подобные сборища, в которых в основном принимала участие горско-еврейская молодёжь, назывались «булка». Обычно их целью являлось помощь отдельно взятой семье, не справляющейся с хозяйственными работами или в ожидании организации предсвадебного торжества. Ещё коллективная помощь «булка» предназначалась для заготовки сушеного мяса и домашней колбасы на зиму, для шитья одежды новобрачным или же для смазывания или беления сакли, а также сбора урожая.
М. Бежанов в книге «Евреи в с. Варташен» (1894) описывает, как горские евреи заботятся о своих единоверцах: «Каждую субботу, особенно по большим праздникам, они собирают много денег для своих бедных; раз в месяц для них же собирают у богатых пшеницу. Нищенства среди евреев нет. Нередко приезжают за помощью и из других селений и всегда уезжают, получив немало щедрых даяний…»
Благотворительность широко проявлялась перед еврейскими праздниками, и главным приоритетом являлась помощь малоимущим семьям. Но была ещё традиция во время праздников и каждую субботу посылать подарки в виде угощений соседям, родственникам и беднякам. Что являлось характерной чертой горских евреев. Почти каждая семья посылала в эти дни блюда со своего стола соседям, за счет чего в каждом доме праздничный стол выглядел разнообразнее. Обычно функция разносчиков возлагалась на младших детей в семье. Но и они, в свою очередь, возвращались домой с полной тарелкой со сладостями, т.к. не принято было возвращать тарелку пустой.
Коллективная общинная взаимопомощь также проявлялась и в помощи в постройке нового жилища, в заготовке кошерного мяса, в совместном приготовлении масла и сыра. А коллективная выпечка чуреков вообще были праздником, некой отдушиной для горянок, живших весьма замкнутой жизнью. Об этом Анисимов пишет следующее:
«Возле тонура или печей собирается масса женщин, которые занимаются печением хлеба иногда до глубокой ночи, каждая ожидая своей очереди. Между тем, одна из них начинает говорить о новостях, другая рассказывает сказки, третья сплетничает на других, четвертая хохочет со знакомой, пятые шепчутся и осуждают других…»
Со временем, когда началось переселение горских евреев в крупные города Восточного Кавказа (Баку, Дербент, Махачкала, Грозный, Нальчик) перестали функционировать традиционные институты общинной взаимопомощи. Начали создаваться современные благотворительные организации, заботящиеся о малоимущих и пожилых соплеменниках.
И хотя среди интеллигенции горских евреев было немало членов КПСС, они негласно помогали родной общине через синагогу. Директора фабрик и заводов выделяли «седэhа» в виде продуктов и предметов первой необходимости. А представители обеспеченных семей передавали деньги нуждающимся семьям. Хотя это было не принято афишировать, я с детства хорошо запомнила, что означает фраза «сер-суьфре». Когда в какой-то семье случалось нежданное горе, потеря близкого человека, соплеменники коллективно собирали денежную помощь на похороны и поминки.
Ныне, в условиях рассеяния по разным странам, мы уже начинаем забывать о добрых традициях горско-еврейского народа и о таких словах, как «седэhа» и «сер-суьфре». Молодое поколение горских евреев, вообще не знает о том, как в прошлом жили и поддерживали друг друга наши предки. А ведь это была прекрасная традиция – коллективная взаимопомощь, чего, увы, так не хватает нам сегодня…