| Михаил Магид
Михаил Магид

Прилетит ли Путин в Иерусалим?

На прошлой неделе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил с официальным визитом Россию и встретился с президентом Владимиром Путиным.

«В ближайшее время в Иерусалиме мы откроем специальный памятник, посвящённый жертвам блокады Ленинграда. И мы будем очень рады видеть вас на открытии этого памятника» - заявил Нетаньяху.

- «Спасибо, я приеду», - ответил Путин. - «Для нас память о людях, которые погибли во время Второй мировой войны, в том числе в блокадном Ленинграде, так же как и для еврейского народа, является абсолютно священной». Многие эксперты задаются вопросом, а действительно ли Путин прилетит в Иерусалим? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

Скорее всего, российский президент действительно прилетит в Иерусалим, если не случится ничего экстраординарного. Такие заявления можно рассматривать как указание на то, что кризис, возникший в отношениях между РФ и Израилем после того, как над Сирией был сбит российский самолет, преодолен.

Взаимодействие России и Израиля носит комплексный характер. Здесь сочетаются соображения пропагандистского и военно-политического плана.

Обе страны глубоко связаны с событиями в Сирии. Москва выступает в роли союзника Тегерана и близкого иранцам режима Асада. Сирия буквально наводнена подразделениями иранского секретного корпуса Кодс, про-иранскими шиитскими милициями, как иностранными (например, ливанская «Хезболла»), так и собственно сирийскими. Без этих сил и без российской армии Асад не смог бы устоять. Получается, что РФ и Иран - союзники. А Израиль считает Иран своим главным противником и постоянно наносит по иранцам удары в Сирии.

Это обстоятельство разводит Россию и Израиль по разные стороны военного конфликта. Но именно поэтому Иерусалим и Москва вынуждены постоянно вести переговоры. Оба государства обладают мощными армиями и стремятся избежать опасного конфликта друг с другом. Вот почему между Израилем и РФ действует соглашение. Российские ПВО не стреляют по израильским самолетам, которые регулярно атакуют в Сирии иранцев, шиитские милиции и армию Асада. В свою очередь, Израиль избегает наносить удары по расположениям российских войск и не начинает тотальную войну против иранцев, организующих свои базы в Сирии. Возникает вопрос, в какой мере ограничены возможности израильских операций? Никто этого не знает, но пока Израиль ограничивается спорадическими налетами, не способными разрушить растущее иранское влияние.

С другой стороны, Нетаньяху должен делать Кремлю приятное. В России память о роли СССР во Второй мировой войне является важнейшей частью официальной идеологии, и Нетаньяху прекрасно это понял. Вот Биньямин Нетаньяху наблюдает за грандиозным парадом на Красной площади, вместе с Путиным, и, в рамках российской акции Бессмертный Полк, держит в руках фотографию Вольфа Виленского (в 1944-м, во время боев в Прибалтике, комбат Виленский сорвал контратаку немцев, за что получил звание Героя Советского Союза). Вот израильский премьер добился, чтобы 9 мая стал государственным праздником в самом Израиле. А вот Нетаньяху говорит от открытии в столице Израиля памятника жертвам блокады Ленинграда. Разумеется, все это нравится руководителю Кремля.

Еще совсем недавно Москва находилась в международной изоляции, по крайней мере этого добивались ведущие страны Запада. Сегодня очевидно, что блокада прорвана. И не только потому, что Кремль ведет активные переговоры с Китаем, Ираном и Турцией. Трамп проводит с Путиным совместную пресс-конференцию, а Нетаньяху демонстративно говорит о том, что разделяет общие с Путиным ценности. Видя огромную зависимость Кремля от пиара, премьер-министр Израиля делает демонстративные шаги в сторону Москвы. Было бы странно, если бы после этого Кремль отдал приказ стрелять по израильским самолетам. Нетаньяху может с чистой совестью заявить своим избирателям, что он нейтрализовал русскую систему ПВО в Сирии без единого выстрела.

Похожие статьи