Вместо того чтобы попусту голосить и кипятиться в СМИ, следует тихо, но внятно разъяснить королю Абдалле, что за свою враждебность к Израилю ему придется заплатить высокую цену.
После того, как король Абдалла заявил, что не станет продлевать Израилю аренду территории так называемого "Острова мира" в районе Наараим, а также области возле поселка Цофар в пустыне Арава, нашу страну буквально охватило смятение.
Прежде всего, следует заметить, что Иордания действовала строго в рамках договора, и ее отказ от продления аренды не отступает от буквы мирного соглашения, подписанного в 1994 году. При этом заявление было сделано не каким-нибудь чиновником, а самим королем, что придало ему вес, и, как бы намекнуло Израилю на то, что переговоров о возобновлении аренды не будет. Вдобавок министр иностранных дел королевства добавил и собственное заявление о том, что если переговоры и будут вестись, то лишь о порядке возвращения земель.
Как только эта новость была опубликована, израильские СМИ разразились истерикой. В панике, ведущие и интервьюируемые наперебой твердили о том, что, мол, "королевство отменило мирное соглашение", вопрошая, "отчего же король так поступил с нами" и "что же теперь будет с самой длинной границей Израиля".
Все эти безответственные болтуны не заметили (а может, и не захотели замечать), что своими разглагольствованиями о "крайней важности" мира с хашимитской монархией они сыграли на руку королю, усиливая его позиции и возможности еще больше давить на Израиль в целом ряде серьезных вопросов. Например, в требовании включить его страну как партнера на переговорах с палестинскими арабами о создании для них государства в Иудее и Самарии и в сохранении особого статуса королевства в Иерусалиме - за счет попрания суверенитета Израиля, разумеется.
Так, из-за вечных поисков сенсаций и погони за рейтингом, израильские СМИ вновь попались в ловушку совершенно излишней истерики. А ведь, как хорошо известно на Ближнем Востоке, стоит кому-либо заметить важность чего-либо для израильтян, и цена этого чего-либо немедленно возрастает.
Политики, со своей стороны, пытаясь унять страсти. Они успокаивают нас, заявляя, что, мол, "мирное соглашение с Иорданией является важнейшим стратегическим активом Израиля", что "не стоит беспокоиться за будущее отношений с Иорданией", что "Иордания зависит от нас в вопросах собственной безопасности", ну и так далее. Эти заявления тоже совершенно безответственны, поскольку создают впечатление, что Израиль, мол, пойдет на любые уступки, лишь бы сохранить мирный договор со своим неблагодарным соседом.
Давление изнутри
Причиной того, что король Абдалла объявил о прекращении аренды, стало оказываемое на него внутреннее давление - в его стране многие требовали пойти на этот шаг. Вдобавок у короля накопилось немало обид на Израиль и США, прежде всего по поводу Иерусалима, признания американцами этого города столицей Израиля и перевода в него посольства.
Президент Трамп пошел на эти шаги, отвергнув просьбы короля Абдаллы оставить тему Иерусалима для переговоров между Израилем и палестинскими арабами о разделении города. Король был оскорблен американским решением и искал способ отомстить за это Израилю.
Недавно король выпустил из тюрьмы Ахмада аль-Дакамсе, иорданского солдата, хладнокровно расстрелявшего в марте 1997 года израильских школьниц на "Острове мира". Тот убил семь девочек и ранил еще шестерых. После своего освобождения аль-Дакамсе стал знаменитостью. Он постоянно мелькает в иорданских и арабских СМИ в качестве народного героя, призывает слушателей вести джихад против Израиля. Неужто король не в курсе? Ему докладывают обо всем, и что-то подсказывает мне, что король считает этого убийцу легитимным средством давления на Израиль.
Короче говоря, вместо заполошных протестов в СМИ официальному Израилю было бы куда полезнее направить иорданскому королю тихое, но внятное сообщение следующего содержания: "Если ты решил поковыряться в мирном соглашении, которое твой отец подписал с нами, заруби себе на носу, что любая палка – о двух концах". Королю следует разъяснить, что если в Иерусалиме его поведение сочтут наносящим ущерб интересам Израиля, у еврейского государства найдется достаточно возможностей ответить, и в крайне болезненной для него форме. Абдалле необходимо ясно дать понять, что Израиль отнюдь не у него в кармане. А потому именно королю следует начать задумываться о том, как убедить нас продолжить с ним отношения.
Израиль обладает могучими рычагами воздействия на Иорданию, поскольку король и его окружение крайне чувствительны к разговору о палестинских арабах, составляющих большинство в его королевстве, и о праве этого большинства на самоопределение. Иными словами, именно его страна как раз и должна либо целиком стать государством для палестинских арабов, либо, по крайней мере, быть разделена на два государства. Одно для палестинских арабов - в той части, где они составляют большинство, то есть от Аммана и на север до границы с Сирией, а также еще немного на восток до Зарки. Другое же, в остальных районах, занимающих большую часть нынешней страны и преимущественно пустынных – для населяющих их бедуинов, этнического и культурного меньшинства, на которое сегодня опирается королевская власть.
Тихие переговоры
И здесь нам следует очень хорошо уяснить - мирный договор, подписанный Рабином и Хусейном в 1994 году, основывался на соглашении о том, что государство для палестинских арабов не будет создано ни в Иудее, ни в Самарии, ни в Иордании. Тогда оба лидера понимали, что такое государство станет опасностью как для Хашимитского режима, так и для Израиля.
Однако сын Хусейна Абдалла, который взошел на трон в феврале 1999 года, он нарушил это соглашение, став ярым сторонником создания государства для палестинских арабов в Иудее и Самарии, куда бы он мог изгнать всех своих нелояльных палестинских подданных, желающих обрести независимое государство. Ну а то, что такое государство неминуемо превратится в террористический анклав, угрожающий существованию Израиля, королю, разумеется, совсем не мешает, скорее даже наоборот.
И вот для того, чтобы вынудить Израиль создать государство для палестинских арабов за свой счет в Иудее и Самарии, король объезжает страну за страной, обходит одного лидера за другим, вновь и вновь убеждая их на своем безупречном британском английском, неизменно создающим ему образ выдающегося и ответственного лидера.
Его цель - заставить Израиль поступиться жизненно важными интересами, создав государство для палестинских арабов на холмах Иудеи и Самарии. Государство, которое станет непрерывной угрозой для восьмидесяти процентов населения Израиля, от Димоны и Беер-Шевы на юге, вдоль всей приморской равнины и до Афулы и Бейт-Шеана на севере. Удивительно, что, несмотря на все это, в Израиле по-прежнему находятся люди, которые считают короля Абдаллу II другом еврейского государства. С такими друзьями нам действительно и враги не требуются.
Есть ли в Израиле хоть кто-нибудь, кто нашел способ тихонько сообщить королю, что тот действует в полном противоречии с духом мирного договора? Есть ли в еврейском государстве хоть кто-либо, кто намекнул монарху, что, тот может в итоге заплатить очень высокую цену за свое поведение, столь враждебное по отношению к Израилю?
Только так и следует выстраивать дипломатические отношения - путем тихих закулисных переговоров, разъясняя свои требования с позиции силы, без болтовни в средствах массовой информации и публичного раскрытия того, что для нас важно, а что нет.
Израиль обязан сообщить заиорданскому королю, что намерен пересмотреть отношения с ним из-за его враждебного поведения, продолжающегося уже на протяжении многих лет. Поскольку для Израиля продолжение существования хашимитской королевской семьи, завезенной сюда британцами из Хиджаза около ста лет назад, это ведь лишь одна из возможных опций, и даже далеко не самая приоритетная.
(перевод Александра Непомнящего)
Источник: 9 канал