Стратегическая ошибка Нетаниягу

Мы знаем Биньямина Нетаниягу уже много лет. Он не расист и не арабофоб. Он определенно не глуп. В свете этого нам остается только удивляться стратегической ошибке, допущенной им с законом о национальном характере государства. Она напоминает нам поведение языческого пророка Билама, только с обратным знаком. Билам шел проклясть еврейский народ, а вместо этого благословил его. У Нетаниягу все получилось наоборот. Он обещал гарантировать существование Израиля, как государства еврейского народа. А вместо этого сделал законными дебаты о «государстве для всех граждан».

Раньше только арабы и ультралевые осмеливались обсуждать перспективу превращения Израиля из еврейского государства в «государство всех его граждан». Сейчас подобную дискуссию ведут даже умеренные левые. Даже манекенщица по имени Ротем Села написала: «Когда, черт побери, кто-нибудь в этом правительстве признает, что Израиль является государством всех его граждан? И все люди созданы равными. И арабы – тоже люди. И друзы. И геи с лесбиянками. И даже левые…»

Реакция Нетаниягу еще более разожгла дискуссию. «Дорогая Ротем, — ответил он. — Есть важная поправка – Израиль не является государством всех его граждан. Согласно принятому нами закону, Израиль является государством еврейского народа и только его».

Так Нетаниягу признал, что закон о национальном характере государства противоречит понятию о демократическом государстве, в котором все граждане равны. Даже те, кто считает себя законченными сионистами и еще несколько месяцев назад не задумывались над этим вопросом, сейчас зачесали в затылках.

Надо признать, что подобное противоречие существовало всегда. Оно было заложено уже в Декларации независимости, которая провозгласила создание «еврейского государства в Эрец-Исраэль — государства Израиль». Но уже в следующем предложении Декларации сказано: «В государстве будут соблюдаться равные права для всех религий, рас и полов». Не надо быть специалистом в области юриспруденции, чтобы понять, что первое предложение Декларации противоречит второму. Если государство еврейское – то каков в нем статус нееврейских граждан? И будут ли они действительно и во всем равны?

На протяжении 70 лет государство Израиль жило в относительном мире с этим внутренним противоречием. Еврейское большинство, должно быть, приспособилось к нему и не видело противоречия между Израилем, как демократическим государством, и «государством еврейского народа». Арабское меньшинство никогда не желало приспосабливаться, и хотело сделать Израиль государством всех граждан, что означало уничтожение еврейского характера государства.

В своем элегантном балансе Декларация независимости Израиля похожа на остальные демократические конституции стран мира, которые определяют себя, как национальные государства, и вместе с тем декларируют абсолютное гражданское равенство своих жителей.

Действие статус-кво Декларации независимости продолжалось 70 лет. Оно держалось бы еще много десятилетий, в свете твердого еврейского большинства в Израиле и его веры в то, что можно сочетать «еврейское» и «демократическое». Противоположная точка зрения арабских граждан, на самом деле, не учитывалась.

Пока не пришел Нетаниягу и с удивительной исторической слепотой не выставил напоказ существование этого внутреннего противоречия. Элегантность Декларации независимости была смята популизмом. Мало того, что арабским гражданам напомнили, что они не равны, так еще еврейские граждане задумались о демократическом характере государства. Таким образом, из-за безрассудного шага Нетаниягу деликатная дискуссия о природе государства Израиль была вынесена на всеобщее обсуждение. Он допустил ужасную стратегическую ошибку.

Кое-кто считает, что целью Нетаниягу было получение еще нескольких мандатов на выборах, создание образа «героя, который всегда поддерживает еврейскую идентичность государства Израиль». Однако при этом премьер пожертвовал самым ценным – хрупким балансом еврейства и демократии.

Так что либо Нетаниягу — плохой управленец, который не видит дальше своего носа, и потому совершил стратегическую ошибку в принятии закона. Либо он – циничный политик, готовый пожертвовать ценнейшими интересами Израиля в обмен на некоторое число голосов на выборах. Оба варианта достаточно плохи и тревожны. Оба рисуют Нетаниягу в самых темных тонах.

Источник: Детали

Похожие статьи