| Олег Юсупов
Олег Юсупов

Операция «Бриллиант», или Как иракец помог Израилю войну выиграть

Американский ученый и изобретатель Чарльз Стайнмец предсказал, что в недалеком будущем «настанет век малых независимых государств, чьей первой линией обороны будет знание». 

***

В апреле 1965 года, за пару лет до Шестидневной войны, командующий израильскими ВВС генерал Эзер Вейцман, обратился к шефу «Моссада» Меиру Амиту с просьбой:  «Меирке, шо ти таки думаешь за новую птичку наших советских друзей? Большой гевалт у порога, а ми таки не знаем за современный и крайне вредный для нашего здоровья, МиГ-21. Как же мои соколы будут сбивать вражеские пташки, ежели ми не в курсе за скорость и манёвренность этих самолётов? Хотелось бы знать за вооружение, оборудование и управление этих подлых МиГов». 

Начальник «Моссад» понимал, что генерал Вейцман содрогать воздух такими вопросами не станет и от него требуют решить это деликатное дело, но также он осознавал, что умереть от удара молнии в пустыне — шансов больше, чем украсть новейший советский самолёт. 

***

Софья Власьевна с 1962 года подгонял новейшие МиГи-21 беспокойным соседям евреев и к 1967 году ВВС Египта, Ирака и Сирии обладали достаточным количеством сверхзвуковых истребителей третьего поколения, чтобы испортить евреям аппетит на многие годы.

В Златоглавой отдавали себе отчет в том, что за пределами СССР новинку могут подрезать, и весьма тщательно отбирали тех, кто будет управлять этими летательными аппаратами. Сажали за штурвал лишь самых лучших и фанатично преданных Родине и Партии.

***

Иудеи таки уже предпринимали попытки склептоманить эту птичку, но желаемого результата не было. 

И раньше любопытные евреи пытались завербовать египетских летчиков, но первый слил израильского агента, которого враги казнили, а второй, 26-летний Махмуд Аббас Хильми, принявших близко к сердцу приказ нещадно бомбить мирных граждан в Йемене, пригнал в 1964 году вместо МиГ-21 кукурузник ЯК, чем расстроил израильтян. 

Махмуд обещанный миллион серебра не получил, но «крышу» в Израиле и пару шекелей на существование ему выделили. Правда, чуть позже, из-за неспособности переварить кошерную еду, он попросился в Аргентину, куда египтянина и направили, изменив ему внешность и имя.

Увы, перебежчик недолго любовался красотами пампасов. Не соблюдая конспирацию, он отправил любимой мамочке в Каир поздравительную открытку, которую тут же прочитали контрразведчики родного Египта. Фараоны направили к авантюристу в гости соблазнительную Нефертити и не столь сексуальных секретных агентов. Египетская Мата Хари заманила в свои объятия бывшего капитана, а здоровые ребята бодренько упаковали его и затем перевезли в египетское посольство. СМИ Египта преподнесли это иначе, рассказав майсу про то, как Махмуд не мог жить без Родины и отдался в руки правосудия, презрев в себе предателя. 

Ну, а далее его ждала участь Эйхмана: телепортация в Египет и казнь. 

Кстати, Аббас и Эйхман погорели из-за любви к своим женщинам. Оба решили поздравить их. Первый маму, а второй жену. И того и другого похитили агенты разведок в Аргентине, перевезли в свои страны и казнили. Если бы капитан ВВС Египта принял во внимание судьбу гестаповца, то мог бы достойно умереть, встретив старость где-нибудь в Патагонии. Помните болтливого израильского техника-ядерщика Мордехая Вануну? Так его тоже погубила роковая дама. Делайте выводы, уважаемые шпиёны.

***

Умные головы в легендарной израильской разведке посидели, погоняли чайку, макая в него любимую мацу, и порешили, что иметь дело таки лучше с лётчиками неисламского вероисповедания. В то время в Ираке христиан сильно обижали, и многие с грустью в глазах посматривали в сторону загнивающего Запада.

***

Париж. Неизвестный человек входит в израильское посольство и просит разрешения встретиться с военным атташе. Анонимного джентльмена принимают, и он толкает речь: «Шалом, почтенные. Я краем уха слышал, чито уважаемые люди в Израиле интересуются технологическими новинками? Таки я вам дам один интересный багдадский номер телефона, который следует набрать и попросить к аппарату почтенного Джозефа. Он всё устроит».

В комнате, естественно, воцарилось удивление, за которым посыпались вопросы. На просьбу детализировать радостную весть Мистер Х отказался и отлучился навечно. Из информации имелось лишь имя «Джозеф» и номер телефона в Багдаде. Негусто.

***

Спустя некоторое время креативный директор «Моссада» дал делу ход. Руководителю разведки недостаточно было добыть тактико-технические характеристики нового советского истребителя. Амит (он же Слуцкий, двоюродный брат одноименного советского поэта) решил, что будет куда аппетитнее его поюзать целым и невредимым, чтобы затем, в ходе испытаний, детально агрегат исследовать. 

Мысли, таки, смелые, но что, если противник таким первобытным способом заманивает израильтян в западню? Имеем смелость предположить, что агентура «Моссада» в Ираке звонить по телефону не станет, дабы не испортить себе карму. В довершение всего, агенту в Багдаде даже нельзя было поручить проверить номер на кошерность. Мысли эти были тревожные, и евреи решили исходить из того, что это западня.

В Багдад отправили постороннего человека, знающего об израильской разведке только лишь её название, но при этом на голову здорового. 

На роль Джеймс Бонда взяли Иосифа Мансора, парашютиста, свободно излагающего мысли по-арабски и по-английски и ещё на четырёх языках. Задание было одно: на месте установить контакт и душевно выслушать заманчивое предложение. 

Иосифа пригласили к Амиту и Шарону. Достопочтенные люди рассказали ему, что в случае провала ему в Багдаде сделают очень больно, но Мансор согласился.

Легенду сочинили быстро, и вскоре Иосиф стал «специалистом по рентгеновскому оборудованию». 

***

Спустя четыре месяца уже «англичанин Мэнсор» вылетел в столицу Ирака. Вскоре он позвонил загадочному Джозефу (Юсуфу). Мило побеседовав, деловые люди условились о встрече в одном из багдадских кафе на следующий день.

От волнения и страха Мансор нарушил все без исключения наставления, данные ему мудрецами из «Моссада». Иракец не только указал ему место встречи, но и поинтересовался, в чём будет одет его тёзка. А всё должно было быть наоборот. То есть, при плохом гороскопе Иосика бы встретили крепкие парни из контрразведки, и история закончилась бы на этой грустной ноте.

Но звёзды благоволили связному и встреча состоялась. Серьёзные люди обсудили заинтересованность одной компании приобрести новый товар и были готовы щедро оплатить услуги DHL. 

На следующий день, в более спокойной обстановке, Юсуф поведал Мансору о своей еврейской доле. 

***

В бедной семье иракских евреев родился мальчик, которого нарекли то ли Джозефом, то ли Юсуфом. Есть версия, что Юсуф был евреем по отцу, принявшему ислам, а по маман — араб арабом. Но не суть. 

В десять лет родители отдали его в услужение в семью богатых иракцев-христиан, этнических ассирийцев. Несмотря на то что Йоси практически не умел читать и писать, так как никогда не учился в школе, в семье ассирийцев имел почёт. Члены семьи всегда обращались к нему за советом и помощью. 

Многие годы Юсуф не испытывал к Израилю симпатии и практически забыл о своём еврейском происхождении. Но как-то раз между слугой и отцом семейства произошла ссора, в которой Юсуфу дали понять, что он без роду и племени, и без семьи иракцев никто. 

С главой семьи Джозеф помирился, но задумался о смысле своего бытия и о том, каково его место в этом мире. Иосеф вспомнил о своём еврейском происхождении, а местный раввин познакомил его с Торой и иудаизмом. Уровень преданности семье не ослаб, но возникло чувство любви и к Израилю. 

***

На очередном собрании членов семьи был затронут вопрос о положении христиан в Ираке, которых преследовало правительство и по кровавому навету отправляло на 101-й километр рубить дрова. Поступил сигнал рассосаться из страны. Но старший сын, Мунир Редфа, был в доску своим среди арабов и занимал должность заместителя командира эскадрильи.

Капитан Редфа часто рассказывал про чудо-истребитель, который мечтают поближе рассмотреть и потрогать израильтяне и охотно заплатили бы красивые деньги за эту радость. Тут-то Джозеф и понял, чем он может быть полезен Земле Обетованной и ассирийской семье, у которой в Ираке будущего могло и не быть. В его мозгу родился план: он убеждает Мунира доставить самолёт в Израиль, а взамен Редфа и его семья получают новую жизнь в еврейском государстве впридачу к гешефту. 

Живописно? Таки, да.

Когда один из его друзей, тот самый Мистер Х, отправился в Европу, он попросил того зайти в израильское посольство и передать его нехитрый план. После этого он стал ждать, в полной уверенности, что израильтяне откликнутся. И не ошибся.

На встрече с Мансором Джозеф попросил для семьи Мунира 500 тысяч фунтов стерлингов. В те годы весьма приличная сумма даже для государства. Себе скромный еврейский слуга ничего не просил. Сотрудник «Моссада» передал предложение Меиру Амиту. Глава разведки тему сразу же одобрил.

***

Вскоре, Иосеф Мансор вылетел в Багдад договориться о деталях сделки, а она Джозефу виделась так: глава клана отправляет любимого дядюшку в Швейцарию — поправить своё пошатнувшееся здоровье. Проблем с выездом у пользовавшегося полным доверием властей дяди не было. «Моссад» подсуетится над приличным авансом, а уже после этого «приболевший» родственник черкнёт пару строк о серьёзности и щедрости израильтян. 

Министры схватились за печень, услышав сумму сделки, но операцию «Бриллиант/Пенициллин» утвердили.

***

Дабы не подвергать опасности агентурную сеть в Ираке, Михаэль Шарон почти всю её удалил. Далее он создал пять оперативных групп.

Первая группа: Иосиф Мансор и радист должны были жить в столице Ирака и организовать там бизнес. В задачу Мансора входило хороводить с Джозефом.

Вторая группа: четыре красивых пацана должны кинуть якорь в Багдаде и обеспечить душевное спокойствие Мансору. Он об этих джентльменах ничего не знал. Общались они записками, оставленными в тайниках. Если Мансора и радиста раскроют, вторая группа должна вывезти их из страны или взять на себя их круг обязанностей, в случае потери контроля над ситуацией.

Третья группа состоит из трёх «мушкетёров», которым предписывалось наблюдение из кустов за членами семьи Мунира Редфы.

Четвертая группа, из шести агентов военной разведки «Аман», была направлена в Курдистан. Курды были многим обязаны «Моссаду» и готовы были подсобить на тему вывоза семейства из Ирака. 

Последняя, пятая группа свила гнёздышко в Иране. Как и ребята из четвёртого ансамбля, она должна была обеспечить эвакуацию семьи Редфы.

***

Пока израильтяне чертили план, Джозеф ловил момент для сердечной беседы с главой семьи. Надо было ещё выяснить, сколько поколений семейства Редфы евреи готовы вывезти. Как оказалось, речь шла не только о муже, жене и детях, но и в нагрузку прилагался весь многочисленный тухум и двое старых слуг. 

В Израиле у людей от такого расклада помутнело в мозгу. Вывезти всю хамулу из Ирака — это не пакетик с кокаином за рубеж перевезти.

Но старый еврейский слуга был настолько мудр, что всегда находил простые решения. 

Просветленный мыслил так: большинство членов семьи не будут знать, куда они едут, а главу рода он убедит в реальности своего предложения. Когда дошла очередь Мунира Редфы узнать о переселении душ семьи за пределы Ирака, а он сам полетит на истребителе, то офицер иракских ВВС помертвел на глазах, но аргументы старого еврея быстро привели Мунира в чувство. 

Дабы Редфа укрепился в своём решении предать тех, кто рано или поздно предаст его и всю его семью, лётчику организовали тур по Израилю.  

***

Через Париж 24 января 1966 года Мунир под фальшивыми ксивами на самолёте израильской компании «Эль-Аль» приземлился в еврейском государстве. Его доставили на авиабазу «Хацор», где он встретился с командующим ВВС Моти Ходом, сменившим на этом посту Эзера Вейцмана, и шефом «Моссада» Меиром Амитом. Они и убедили Мунира, что операция пройдёт как по-писаному.

Израильтяне вогнали в шок одного из самых лучших иракских летчиков обширностью информации о ВВС Ирака и о работавших в них советских инструкторах. Вместе с командиром авиабазы, полковником Шломо Барекетом, Редфа облетел на тренировочном самолёте центр страны и бывшие тогда под управлением Иордании Иудею и Самарию. 

Израильтяне поступили мудро, привезя иракца в Израиль. Впечатлённый профессионализмом евреев, он утвердился в своём решении угнать лучший истребитель в мире.

***

Но Мунир служил на базе, где были лишь уже известные израильтянам МиГи-17, поэтому ему надо было перевестись на центральную авиабазу под Багдадом, где и парковались заветные птички.

***

17 февраля 1966 года еврейская резидентура «Моссада» в Европе получает открытку, в которой было написано: «У нас все в порядке. Скоро возьму пенициллин. Привет новым друзьям. До скорой встречи». 

Пару месяцев спустя приходит ещё одна почтовая карточка со следующим текстом: «Мне удалось перевестись из госпиталя, где я нахожусь, во внутреннее отделение. Перевод произойдет в июне. Тогда же, по всей видимости, перешлю вам пенициллин». 

17-го июля долетает последняя открыточка со словами: «Переведен во внутреннее отделение. Прохожу курс терапии пенициллином. Скоро привезу его вам. В начале августа моя жена с детьми и братом выезжают за границу».

***

Теперь можно было начинать этап операции «Совок». Большими силами агенты Шарона вывезли за рубеж семью иракского пилота. Дядя Мунира, получив разрешение, вылетел в Швейцарию, где его ждали деньги в одном из надёжных банков. Дядя зашифрованно маякнул племяннику, что фунты на месте и можно начинать праздновать.

После радужной вести Муниру так поплохело, что врач, друг семьи, выдал медицинскую справочку, в которой было сказано: «Срочно лететь в Лондон на лечение в сопровождении любимой мамочки».

***

Спустя пару дней крутые парни из «Моссада», по благословению курдских повстанцев, вывезли остальных членов семьи в Иран. Удивительно, правда? Но до Исламской революции между Израилем и Персией были романтические отношения.

Из Тегерана семейство доставили в Тель-Авив и сообщили об этом иракскому летчику. 

Оставался заключительный этап операции… 

***

Успех операции мог вызвать у арабских «друзей» Израиля дикое желание евреев наказать. Террором, например. Но куда больше израильтян волновала реакция Советов, с которыми они ссориться не желали. Ведь до 1967 года между еврейским и советским государствами сохранялись дипломатические отношения, а ещё раньше был целый любовный роман со слезами на глазах. 

Угон новейшего советского истребителя очень расстроил бы Советы. Поэтому надо было устроить всё так, чтобы побег капитана ВВС Ирака был вызван личными мотивами, а угнал он МиГ-21 потому, что тренировался именно на нём. Почему выбрал Израиль? А куда ему лететь? В Иран? В Иорданию? 

 «Моссад» прикупил бумагу иракского производства, а художник-график от Бога, Шломо Коэн, нарисовал письмо, «написанное» иракским лётчиком, в котором Редфа сообщал, что по личным причинам собирается покинуть Ирак и надеется на душевный приём израильтян.

В этом же послании он «пишет», что отправляет это письмо на израильский адрес, случайно обнаруженный в еженедельнике «Таймс». Всё было настолько натурально нарисовано, что любой эксперт подтвердил бы рукопись капитана Редфы. 

***

Израильским джентльменам надо было решить ещё одну проблему. Появление вражеского МиГа в небе Израиля могло огорчить ПВО ЦАХАЛа. Дабы горячие головы, не знавшие про операцию «Бриллиант/Пенициллин», не сбили долгожданный подарок небес, командующий ВВС Израиля Моти Тод разбудил ничего не знавшего про операцию топового лётчика майора Рана Ронена для сопровождения Редфы.

***

14 августа 1966 года капитан Мунир погнал на МиГе-21 как обычно в сторону пустынных восточных областей Ирака и уже собирался менять курс на Израиль, но замкнула электропроводка, и кабина самолёта заполнилась дымом. Мунир решил не испытывать судьбу и вернулся на базу.

В «Моссаде» об этом ничего не знали и вспотели от волнения. Связи с лётчиком не было. Что делать? Только ждать и молиться. Семья Редфы также была не в курсе, как развиваются события.

На следующий день Мунир вновь вылетел на тренировочный полёт и в 7.30 утра, взял курс на восток, а затем шустро изменил его и на низкой высоте доскакал до Израиля через Иорданию, преодолев 900 км за 25 минут. ПВО Ирака и Иордании «птичку» не заметили.

Ран Ронен в сопровождении ещё одного «Миража» встретили гостя, как полагается, и под прицелом проводили иракский Миг до базы в Хацоре. В тот же день несколько командиров Редфы были расстреляны.

***

Мунира встретили в Израиле как героя, а на срочной пресс-конференции журналисты набросились на перебежчика с вопросами, и он рассказал «правду» о несчастной жизни в Ираке и продемонстрировал письмо, якобы написанное им.

***

Израильские специалисты разобрали и собрали Миг-21, поняли все его косяки и ништяки и дали «поиграть» самолётиком американцам. 

***

Меньше чем через год, в Шестидневную войну, ВВС Израиля за четыре часа уничтожили всю авиацию Египта. В воздушных боях израильские асы, прознав про слабости МиГов-21, лупили их так, что арабские лётчики от удивления пучили глаза. 

***

Мунир Редфа и его семья получили всё обещанное, но спустя года 2-3 семейство Израиль покинуло, так и не обретя счастье среди евреев.

Капитан ВВС Ирака умер в 1998 году. 

***

По некоторым источникам, Мунира Редфу к бегству склонила красивая американка еврейского разлива, работавшая на «Моссад» и ЦРУ, но это всего лишь версия. 

***

А на военном параде 2 мая 1968 года, по случаю двадцатой годовщины независимости государства, в Иерусалиме в десять утра в небе появился красный МиГ-21. Именно им израильтяне открыли торжественный парад. 

***

Генерал Дан Толковский, создатель израильских ВВС и их командующий в 50-х годах сказал: «Основополагающий принцип войны заключается в том, что сторона, владеющая информацией о вооружении противника, может заранее праздновать победу».

Похожие статьи